Общество

Александр Холодов
председатель петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»

«Эвакуатор – это не мера»

17 октября 2014, 14:58

Фото: Виталий Белоусов/РИА "Новости"

Инцидент с водителем Константином Алтуховым, который более 20 часов находился в своем автомобиле, погруженном на эвакуатор, заставил задуматься правозащитников о сложившейся проблеме.

Мужчина согласился оплатить штраф за неправильную парковку – 3 тыс. рублей, но не был готов платить 5 тысяч за услуги эвакуатора. Инцидент произошел в среду, и уже в четверг столичные власти сдались и дали разрешение снять машину с эвакуатора.

Работа эвакуатора, погрузка автомобиля и прочее создает больше пробок, чем припаркованные в один ряд в неположенном месте машины

В тот же день у Алтухова начали появляться последователи. На пересечении Тверской и Васильевской улиц водитель сел в свою машину, когда ее поднял эвакуатор.

В пятницу стало известно, что водителям, которые мешали эвакуации, грозит пять лет тюрьмы. Представитель администрации Московского парковочного пространства Елена Юдина рассказала «Русской службе новостей», что организация готовит судебные иски против водителей, которые мешали службам эвакуировать свои автомобили, по ст. 330 УК РФ («Самоуправство»). Эта статья предусматривает штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы, либо арест на срок до шести месяцев. То же деяние, совершенное с применением насилия, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Отреагировали на инцидент депутаты от фракции «Справедливая Россия», которые заявили о намерении добиваться отмены эвакуации автомобилей с автодорог. Однако Госдума отказалась включать в повестку пленарного заседания в пятницу законопроект, поскольку он не был рассмотрен профильным комитетом и не был подготовлен к рассмотрению на заседании палаты.

Рассказать об эффективности работы эвакуационной службы и правомерности действий водителей, препятствующих эвакуации автомобилей, газета ВЗГЛЯД попросила члена координационного совета «Общероссийского народного фронта» по Санкт-Петербургу, председателя петербургского отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александра Холодова.

ВЗГЛЯД: Александр Львович, случай с водителем, который просидел в машине более 20 часов, вызвал большой резонанс в обществе. Как вы считаете, прав был водитель в своих действиях?

Александр Холодов предлагает ввести систему автоматического штрафования (фото: кадр из видео)

Александр Холодов: Водитель был неправ. Было произведено задержание транспортного средства. Со слов самого мужчины можно понять, что он действительно совершил нарушение и задержание было законным. Согласно статье 27.13 КоАП, задержание включает в себя перемещение и хранение.

В Петербурге было несколько подобных случаев. Когда водители также отказывались выйти из машины, вызывали полицию, на их требования водитель опять отказывался покинуть машину, тогда оформляли невыполнение законного требования сотрудника полиции. Такие суды есть, и они не всегда в пользу водителей.

ВЗГЛЯД: Опять же со слов Алтухова, на место инцидента приезжали два наряда ДПС и сотрудники ГАИ, но они не знали, что делать...

А.Х.: «Что делать?» – понятие относительное. Чтобы знать, что делать, нужно, чтобы водитель эвакуатора обратился с просьбой о восстановлении законности. А то по сути может оказаться, что им обоим нравилось так сидеть. Без жалобы эвакуаторщика или организации сотрудник полиции и требований не должен никаких предъявлять. Поэтому если не было заявления, то к полиции нет претензий.

С другой стороны, эта ситуация обнажила проблему того, что в российском законодательстве по данному вопросу есть противоречия. Раньше можно было прервать процедуру задержания, когда она была за счет государства. И в тот момент было огромное количество всевозможных разъяснений и объяснений. Например, в приказе МВД до сих пор написано, что процедуру задержания можно прерывать, а КоАП сейчас это уже не предусматривает.

Дословно из приказа: «В случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения при предоставлении документов до начала перемещения транспортного средства помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется». Если смотреть на этот приказ и верить водителю, что он залез в машину до того, как машина поехала, получается, что его не должны были перемещать. Поэтому сотрудники полиции и были в таком недоумении.

Второй нюанс в том, что формально сотрудник ГИБДД, когда подписал протокол задержания и передал автомобиль эвакуационной службе, уже осуществил передачу, он не должен стоять на месте и ждать, пока эвакуаторщик красиво привяжет транспортное средство. И как в таком случае возврат осуществить, непонятно.

ВЗГЛЯД: Может ли эта резонансная история привести к тому, что возрастет число водителей, которые будут бегать за своими машинами?

А.Х.: В Петербурге был такой этап, но есть судебная практика не в пользу водителей. И всем внятно разъяснили изменения в КоАП, что не надо прыгать в задержанный автомобиль, а КоАП имеет большую силу, чем приказ МВД. Согласно Кодексу задержание – это единая процедура, включающая перемещение и хранение, которая уже не может быть разорвана тем или иным способом.

ВЗГЛЯД: Многие водители жалуются на то, что эвакуация проводится не совсем по правилам – проводится перемещение автомобиля без сотрудников полиции и опломбирования.

А.Х.: Вопрос не в опломбировании, а в протоколе. Инспектор должен составить протокол и передать машину, а после ее уже забирают. Бывают, действительно, случаи, когда нарушают эти правила: сначала увозят, а потом оформляют. Если вы прибежали и стоит эвакуатор, то первым делом надо начать снимать видео, требовать показать протокол задержания. Если такого протокола нет, считайте, что вашу машину угоняют.

ВЗГЛЯД: Депутаты Госдумы от фракции «Справедливая Россия» заявили, что намерены добиваться запрета на принудительную эвакуацию машин. Стоит ли идти на такой шаг?

А.Х.: Надо сказать, что эвакуация все-таки удерживает многих водителей от совсем отмороженного паркования, является неким сдерживающим фактором. И если ее полностью отменить, то будет вал. Потому что всегда кто-то «приехал на пять минут документы занести», люди тогда будут просто бросать машины посреди дороги. Сейчас водители боятся того, что они вернутся, а машины на месте не будет. В Москве, может, еще не такие пуганые, но в Петербурге это сейчас особенно актуально.

Другое дело, как мне кажется, нужен более жесткий контроль: где стоит эвакуировать, а где – нет. У нас практически не работают статьи, касающиеся нарушения правил стоянки, к которым не применяется задержание.

ВЗГЛЯД: Расскажите на примере Санкт-Петербурга, насколько вообще эффективна работа эвакуационной службы? Насколько она помогает решить проблемы с неправильными парковками, вызывающими заторы?

А.Х.: Думаю, что это не мера. Работа эвакуатора, погрузка автомобиля и прочее создает больше пробок, чем припаркованные в один ряд в неположенном месте машины. Поэтому не стал бы говорить, что это эффективно. Мне кажется, что лучше идти по пути автоматических штрафов, тогда будет приближенный к 100% охват правонарушителей.

Пример: улица Гончарная возле Московского вокзала. Эвакуаторы с утра до ночи постоянно только и делают, что увозят машины. Одних увезли, другие встали и так далее. Получается, кому-то повезло, успел уехать. В данном случае имеет смысл применить комплекс автоматического штрафования. Встала машина – ее оштрафовали. И тогда будет стопроцентное наказание, и люди будут знать, что там не стоит парковаться. Во-вторых, не будет эвакуаторов в центре, которые еще больше загромождают дорогу. И в-третьих, уйдут все коррупционные составляющие и пополняемость бюджета будет больше.

ВЗГЛЯД: Как решают вопрос с эвакуацией автомобилей в других странах?

А.Х.: Если вы неправильно припарковались в Америке, то вам на машину поставят железный «каблук» – устройство, которое не позволит уехать. И вы уже сами будете бегать, оплачивать штраф, стоянку и искать того, кто снимет это устройство.

Есть у меня личный пример из Эстонии. Из-за плохой организации движения на маленькой улочке не увидел знака, запрещающего стоянку. Через несколько часов на моей машине появилась штрафная квитанция, которую надо было оплатить. И все.

Везде эвакуация существует, но в виде исключительных случаев. Когда машину посреди дороги поставили и она преграждает движение, например. Во всех остальных случаях, когда автомобиль не создает реальных помех, эвакуация не применяется.

Текст: Елена Сидоренко

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?