В понедельник СМИ написали, что депутаты планируют внести в Госдуму законопроект, по которому всех иностранцев, въезжающих в Россию без виз, обяжут приобретать миграционные векселя, которые будут погашаться при выезде.
Когда речь идет о настоящем работяге, который нарушил условия трудового законодательства, сразу же его депортировать – это слишком жестоко, негуманно
«Миграционный вексель – именной беспроцентный казначейский вексель – будет приобретаться иностранным гражданином, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, с целью обеспечения платежеспособности в случае его депортации. Являясь безусловным финансовым обязательством, он будет подлежать погашению при выезде иностранного гражданина из РФ», – цитирует газета «Коммерсант» законопроект.
Авторы законопроекта: депутаты Госдумы Алексей Журавлев и Сергей Жигарев – считают, что такая мера поможет сохранить национальную целостность России, снизит криминогенную обстановку и привлечет 225 млрд рублей дополнительных доходов (расчет из номинала миграционного векселя – 30 тыс. рублей и количества мигрантов в течение года – 7,5 млн человек), пишет газета.
Как отмечают депутаты, за 2012 год на территорию России въехали 15,88 млн человек, а разрешений на работу выдано только 1,24 млн, депортировано же было более 35 тыс. человек.
«По оценкам экспертов, средняя стоимость депортации гражданина из стран Средней Азии составляет от 30 тыс. до 40 тыс. рублей. Данные расходы создают неоправданную нагрузку на бюджет страны и перечеркивают эффект для экономики государства от труда иностранных мигрантов», – цитирует газета депутатов.
Алексей Журавлев также отмечает, что законопроект будет внесен в Госдуму после того, как будут известны экспертные отзывы.
В свою очередь в Федеральной миграционной службе заявили, что залог в 30 тыс. рублей для въезжающих в Россию гастарбайтеров слишком велик, многим из них такая сумма не по карману.
«Мы не поддерживаем это предложение. Моя позиция, что это очень суровая мера. Если все-таки человек нарушил и был подвергнут выдворению или депортации, то можно продумать вопрос, чтобы при повторном въезде в страну он оплатил свое содержание в специализированном центре, расходы на питание, транспорт», – считает глава столичного УФМС Ольга Кириллова, передает РИА «Новости».
По ее словам, иностранцам, приезжающим на достойную зарплату, и залог не нужен – они, как правило, находятся в защищенном состоянии, так как работодатель обеспечивает ценного специалиста и страховкой, и достойными условиями проживания, и зарплатой. Что касается низкоквалифицированных рабочих, то залог в 30 тыс. такому человеку собрать «практически нереально», полагает чиновница.
Глава УФМС Москвы предложила привлекать уличенных в нарушениях гастарбайтеров к принудительным работам. «Для россиян есть принудительные работы, их (уличенных в нарушениях иностранцев) тоже можно обязать заниматься какими-то принудительными работами. Но я это говорю с осторожностью, так как когда мы с вами выезжаем за границу, нас тоже потом могут точно так же приговорить к принудительным работам», – заявила Кириллова.
Она отметила, что это уже «плоскость внешней политики», на которую она не посягает.
Мухаммадназар Мирзода считает, что от ужесточения законодательства пострадают «настоящие работяги» (фото: из личного архива) |
Последние инициативы в сфере изменения миграционного законодательства газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать почетного консула Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге и председателя общественной организации Санкт-Петербургского общества дружбы российского и таджикского народов «Сомониен» Мухаммадназара Мирзоду.
ВЗГЛЯД: Мухаммадназар Миргарибович, что вы можете сказать о векселях? Насколько оправданна мера, в соответствии с которой иностранный работник, приезжающий в Россию, с самого начала выделял бы деньги для своего будущего возможного выдворения, а не перекладывал это бремя на российское государство?
Мухаммадназар Мирзода: Все эти вопросы решаются на основании договоров между странами, между Россией и Таджикистаном и т. д. Но, на самом деле, если говорить, к примеру, о гражданах Таджикистана, то когда этих людей депортируют, в большинстве случаев они уезжают за свой счет, за счет своих родственников или за счет диаспоры. И практически никогда – за счет государства. Такая же ситуация существует и в отношении узбеков. Я могу об этом говорить, потому что есть много таджиков, приехавших в Россию, но которые являются гражданами соседнего Узбекистана, и наоборот, есть узбеки, которые жили в Таджикистане. Поэтому я могу говорить за эти две страны.
ВЗГЛЯД: Как вам кажется, сумма обеспечения по этому векселю в 30 тыс. рублей достаточна для того, чтобы покрыть издержки по выдворению? Или, может быть, она даже завышена, как говорят некоторые эксперты?
М. М.: Завышена, конечно. Депортация не стоит этих денег. Штраф составляет на сегодняшний момент около 2 тыс. рублей, еще 2 тыс. – оформление, билет на самолет – где-то 10–15 тыс. рублей.
ВЗГЛЯД: Есть мнение, что «рядовой мигрант» перед въездом в Россию 30 тыс. рублей просто не наберет.
М. М.: Совершенно согласен. Это слишком большая сумма. В основном ведь депортируют тех людей, у которых вообще нет денег, которые не в состоянии даже оплатить разрешение на работу, регистрацию и т. д. И где он найдет эту сумму, я не знаю.
ВЗГЛЯД: В целом как вы относитесь к депортации соотечественников?
М. М.: Проблема в том, что депортации и ужесточению мер у нас подвергаются разные люди. Когда речь идет о простом человеке, настоящем работяге, который нарушил условия трудового законодательства, сразу же его депортировать и потом несколько лет не разрешать ему въезда назад – это, мне кажется, слишком жестоко, негуманно. Если же человек совершил на территории иностранного государства преступление, если речь идет о настоящих уголовниках, то тут – да, депортация оправданна.
ВЗГЛЯД: А еще чиновники УФМС по Москве предложили ввести принудительные работы для мигрантов-должников. Что вы об этом думаете?
М. М.: Каждый регион что-то придумывает, появляются все новые ужесточающие меры. Если же действительно люди не могут и не хотят работать, то можно ввести и такую меру. В советские времена принудительные работы, как вы знаете, были. И мы можем только поддержать подобное начинание, но только если речь идет о действительно злостных нарушителях.