Проблемная антенна
Зная, что клей может затечь в детали, специалисты заранее должны принимать меры: при производстве, монтаже
Во вторник стало известно, что нераскрытие антенны обеспечения сближения грузового корабля «Прогресс М-19М» с Международной космической станцией произошло из-за попадания клея в механизм.
«Причина в том, что в механизме раскрытия (антенны) есть шток, туда попал клей», – сказал руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин на пресс-конференции, посвященной приземлению космонавтов, передает ИТАР-ТАСС.
По его словам, после этого специалисты доработали все детали, сейчас все идет по штатной циклограмме, оба корабля планово готовятся к полетам. «Мы сняли такие же штоки с пилотируемого корабля «Союз», который должен лететь (на МКС) 29 мая, и с «Прогресса», который должен лететь (на станцию) в конце июля. Посмотрели и убедились, что и на этих (штоках) есть попадание клея в движущиеся части», – цитирует РИА «Новости» заявление главы Роскосмоса.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев отметил, что подобные инциденты происходили и раньше, поэтому специалисты могли бы в этот раз предотвратить попадание клея.
«Такие инциденты были и раньше, но это, безусловно, халатность. Удивительно, что такое происходит при наличии современных технологий. Зная, что клей может затечь в детали, специалисты заранее должны принимать меры: при производстве, монтаже. Чтобы точно выяснить, на каком этапе произошло протекание клея, нужно смотреть всю технологическую цепочку. Клей – это только один пример, бывали и случаи попадания инородных тел в более важные детали», – рассказал газете ВЗГЛЯД Моисеев.
По его словам, антенна системы сближения обеспечивает стыковку, но она имеет дублирование, что позволяет в случае технических неполадок избежать трагических последствий: «Без чертежа антенны сложно сказать, какую роль играл шток, в который затек клей. Но скорее всего, на нем фиксировалась эта система», – пояснил Моисеев.
Ранее глава Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев сообщил, что космонавты могут предпринять выход в открытый космос для осмотра стыковочного узла МКС, к которому пристыковался «Прогресс» с нераскрывшейся антенной, однако это может быть небезопасно; кроме того, специалисты пока не видят необходимости в таком выходе.
«Первое – там не оборудовано рабочее место, хотя такие вещи бывали, когда экипаж работал в необорудованных местах. Второе – там подавались команды на пиропатроны, которые должны были открыть чеку, и целесообразность работы экипажа в зоне пока непонятных причин с неоткрытием этой антенны. На самом деле может быть небезопасно», – сказал глава ЦПК на пресс-конференции в Звездном городке.
Отвечая на вопрос о том, не были ли в ходе стыковки повреждены лазерные отражатели, предназначенные для стыковки европейского корабля ATV, он отметил, что эксперименты и анализ данных показывают, что с ними все в порядке. «На реальной матчасти проводилась имитация стыковки, стягивания, оценивались возможные варианты, проводились оценки возможных взаимодействий между корпусом станции и этой нераскрывшейся антенной. Антенна не взаимодействовала с лазерными отражателями, которые там стоят и будут использованы для стыковки ATV-4. В худшем варианте взаимодействие возможно», – сказал Крикалев.
Как заявлял глава Роскосмоса Владимир Поповкин, нераскрывшуюся антенну системы сближения «Курс» не будут демонтировать из-за находящегося внутри нее пиротехнического заряда: «Антенна системы «Курс» свое выполнила и больше не нужна, так как «Прогресс» пристыковался к МКС. Но учитывая, что внутри там есть пирозапалы для ее открывания, то, естественно, космонавты трогать эту антенну не будут. За отстыковку корабля от МКС мы также не переживаем и рассчитываем, что все пройдет штатно», – сказал Поповкин, отвечая на вопрос РИА «Новости».
Антенна системы «Курс» представляет собой небольшое устройство, располагающееся сбоку от торцевой части стыковочного механизма «Прогресса».
По заявлению главы РКК «Энергия» Виталия Лопоты, потеря космического грузовика в случае, если бы корабль не удалось пристыковать к МКС из-за нераскрывшейся антенны, обошлась бы примерно в 200 млн долларов.
Напомним, 24 апреля с космодрома Байконур стартовала к МКС ракета-носитель «Союз-У» с космическим грузовиком «Прогресс М-19М». После вывода его на орбиту антенна системы навигации не раскрылась. Все попытки раскрыть ее закончились неудачно.
Космический грузовик «Прогресс М-19М» удалось состыковать с Международной космической станцией (МКС) в резервном автоматическом режиме.
«Прогресс» привез на МКС воду, продукты, белье, средства личной гигиены, оборудование медицинского контроля и обследования, посылки от родных и близких, книги, топливо в баках системы дозаправки. Кроме того, корабль доставил оборудование для американского сегмента станции.
Приземлились
Во вторник на Землю вернулись космонавт Роскосмоса Роман Романенко, астронавт NASA Томас Машберн и астронавт Канадского космического агентства Крис Хадфилд. Спускаемый аппарат пилотируемого корабля «Союз ТМА-07М» благополучно приземлился в Казахстане в районе, близком к расчетному.
Экипаж перенес посадку нормально. Посадку спускаемого аппарата «Союза» обеспечивали три самолета, 12 вертолетов Ми-8 и шесть поисково-эвакуационных машин Росавиации.
«Экипаж нормально перенес снижение и посадку, настроение космонавтов хорошее», – сообщил агентству комментатор ЦУПа со ссылкой на офицера поисково-спасательной службы. Спускаемый аппарат был обнаружен в точке с координатами, близкими к расчетным.
Работу на МКС продолжают космонавты Роскосмоса Павел Виноградов и Александр Мисуркин, а также астронавт НАСА Кристофер Кэссиди. Виноградов, который в августе текущего года отметит на станции 60-летие, стал новым командиром МКС вместо вернувшегося на Землю Хадфилда. Примечательно, что российский космонавт стал самым возрастным командиром МКС.
Новая экспедиция отправится на МКС 29 мая на пилотируемом корабле «Союз ТМА-09М» с космодрома Байконур. В основной экипаж входят космонавт Роскосмоса Федор Юрчихин, астронавт НАСА Карен Найберг и астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) Лука Пармитано.