Влиятельное в мире образования приложение газеты Times – Times Higher Education – при участии информационной группы Thomson Reuters опубликовало очередной рейтинг 100 мировых вузов. На этот раз в него вошел Московский государственный университет (МГУ) и занял 50-е место.
Считаю, что в России всегда было и есть далеко не худшее высшее образование. И то, что МГУ появился в списке, – это более ожидаемо
Первая шестерка за прошедшие два года по составу не изменилась. Первое место в рейтинге третий год подряд занимает Гарвардский университет, за ним следует Массачусетский технологический институт. Тройку замыкает самый успешный в рейтинге британский университет – Кембриджский. На четвертое место поднялся его основной соперник – Оксфордский университет. Далее следуют Калифорнийский университет в Беркли и Стэнфордский университет, сообщает РИА «Новости».
Как отмечают авторы исследования, эти вузы имеют большой запас прочности и по популярности практически недосягаемы для конкурентов.
Влияние США незначительно уменьшилось: за два года число университетов США в списке сократилось с 45 до 43, но преподаватели по-прежнему считают американские вузы лучшими. В первую двадцатку попали вузы из США, Британии, Японии, Канады и Швейцарии. В списке представлены все страны БРИК, за исключением Индии, которая не попала в список и в 2012 году.
50-ю строчку Московский государственный университет делит в 2013 году с Университетом Сиднея.
Всего в рейтинге представлены 20 стран, самое большое представительство по-прежнему у США и Великобритании, чьи вузы остаются самыми престижными, по мнению профессоров.
Список лучших вузов (World University Rankings) составляется каждую весну на основании уровня образовательных и исследовательских программ, цитируемости научных статей, количества иностранных студентов и специалистов и так далее.
Однако в 2011 году Times опубликовала два рейтинга в марте и октябре. Осенний список составлялся на основании репутации у профессорского состава. Для рейтинга-2013 были опрошены 16,6 тысячи человек в десятках стран мира. Неожиданным сюрпризом стало то, что знаменитый Гарвардский университет впервые за восемь лет утратил лидерство.
В 2012 году Россия вообще не была представлена в итоговом списке, хотя годом ранее МГУ занимал там 33-е место. Отечественные специалисты встревожены результатами, отмечая, что российские вузы намного отстают от конкурентов. По их мнению, отсутствие отечественных вузов в мировых рейтингах является признаком того, что образование нуждается в реформировании.
Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий доволен 50-м местом в рейтинге репутации, но считает, что университет способен подняться и на более высокие позиции.
«Это один из самых авторитетных в мире рейтингов, который показывает, какое место занимает вуз по итогам экспертной оценки. Естественно, что МГУ всегда был узнаваемым. Хотя это не предел, и, я думаю, вузу есть к чему стремиться, и мы будем над этим работать, чтобы занять более высокие позиции. Если университет попадает в сотню, это означает, что в мировом вузовском сообществе среди тысяч университетов эксперты выбрали самые авторитетные», – сказал РИА «Новости» Садовничий.
Также Садовничий напомнил, что его университет входит в сотню ведущих вузов в Шанхайском рейтинге. «Конечно, рейтинги – это некоторые показатели, и надо работать над их улучшением. В том числе над увеличением цитируемости, привлекать больше иностранных студентов, развивать науку. Собственно, это ежедневная работа вуза», – отметил ректор МГУ.
По его мнению, вуз в первую очередь должен хорошо учить студентов и активно заниматься наукой, а только потом думать о рейтингах. «Когда я разговариваю со своими иностранных коллегами, ректорами университетов, которые входят в десятку мировых вузов, все в один голос говорят, что основная задача – хорошо учить и заниматься научной работой, а место в рейтинге – это приятно», – заключил Виктор Садовничий.
По мнению члена комиссии по развитию образования Общественной палаты России, ректора ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Галины Окороковой, появление МГУ в списке было ожидаемо.
«Надо сказать, что в последние десятилетия вошли в моду всякого рода рейтинги, в том числе среди вузов. Этих рейтингов достаточно много, каждый из них берет за основу стандарты международного уровня и определяет по ним лучших. Но считаю, что в России всегда было и есть далеко не худшее высшее образование. И то, что МГУ появился в списке, более ожидаемо по сравнению с тем, если бы его там не было. Было бы еще более логично, если бы в таких рейтингах появлялись все новые и новые российские вузы», – сказала газете ВЗГЛЯД Окорокова.
Она отметила, что на результат рейтинга проходящее в России реформирование высшего образования, скорее всего, не повлияло. «Появление МГУ в списке мировых вузов напрямую с проводимым реформированием не связывала бы. На самом деле у давно существующих вузов давно уже сложились свои школы, в том числе и научные. Именно это определяет основу рейтингов. Реформирование образования тотчас не дает такого эффекта. Чтобы можно было сказать, что реформы дали о себе знать, должно пройти какое-то время. Стабильное многолетнее существование и функционирование научной школы со своими традициями – совершенно другое дело. И, конечно, когда в эти школы вливаются и молодые ученые, хорошо знающие иностранные языки, способные написать статьи для мировых изданий. Это же является одним из критериев оценки вуза», – отметила член Общественной палаты.
В свою очередь депутат Госдумы Олег Смолин заметил, что подобного рода рейтинги каждая страна составляет в своих интересах. «Все эти рейтинги в достаточной степени субъективны. Мы должны понимать, что каждая страна отчасти делает рейтинги под себя. Возможно, если бы рейтинг составляли в России, то все было бы наоборот», – добавлял в интервью газете ВЗГЛЯД первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
В то же время одним из важных факторов понижения имиджа отечественного образования является «ухудшение исходного качества абитуриентов вузов»: «На одном из факультетов МГУ, название которого они не хотят раскрывать, на протяжении последних десяти лет при поступлении давали одни и те же задания по математике. Качество их выполнения ухудшилось за это время в два раза», – сказал Олег Смолин и добавил, что в сознании современной российской молодежи престиж диплома значительно повысился, а престиж образования понизился. «В России почти все хотят иметь диплом, но далеко не все хотят зарабатывать его тяжелым студенческим трудом», – посетовал он.