Жизненные контракты
На выполнение ГОЗ в 2013 году выделено средств из бюджета на 40% больше, чем в прошлом
Министр обороны Сергей Шойгу рассказал в понедельник о новой схеме заключения контрактов с предприятиями ОПК. По его словам, сквозные контракты, перейти на которые было предложено недавно, позволят минимизировать риски срыва заданий гособоронзаказа.
На селекторном совещании в Центральном командном пункте Генштаба Шойгу уточнил, что реализация этой идеи позволит «минимизировать риски некачественного и несвоевременного выполнения запланированных заданий ГОЗ, повысить техготовность парка вооружения, военной и специальной техники к выполнению задач по предназначению».
В настоящее время, по его словам, этот вопрос находится в стадии проработки. По его мысли, «все новые контракты должны быть контрактами жизненного цикла».
«На выполнение ГОЗ в 2013 году выделено средств из бюджета на 40% больше, чем в прошлом. В настоящее время на декабрь и январь заключены госконтракты в объеме 71% от выделенных бюджетных ассигнований. Это на 56% больше, чем за аналогичный период 2012 года», – добавил он, передает РИА «Новости».
Глава Минобороны особо подчеркнул, что это совещание посвящено состоянию авиатехники Вооруженных сил и выполнению заданий гособоронзаказа-2012 по ремонту и закупкам летательных аппаратов. «В настоящее время проводится масштабное переоснащение авиачастей новыми и усовершенствованными образцами вооружения и военной техники. В войска уже поступило более 650 таких самолетов и вертолетов, из них 279 новых», – сказал Шойгу. «Сроки ремонта нас не устраивают», – подчеркнул он.
Еще одной важной задачей 2013 года и последующих лет он назвал обеспечение содержания в исправном состоянии авиационного парка.
Напомним, в конце января Сергей Шойгу предложил президенту Владимиру Путину новую систему по ремонтному обслуживанию вооружений и военной техники. «Связано это в первую очередь с тем, что мы бы хотели перейти на, во-первых, сквозные контракты – на контракты жизненного цикла: от изготовления до утилизации», – сказал министр. «И вторая часть – пожалуй, она основная – это мы хотим передать капитальные и средние ремонты на предприятия-изготовители, выведя их в том числе из подразделений Министерства обороны. Тем самым, естественно, освобождая численность дополнительно», – добавил он.
Самое главное то, что технику должен ремонтировать тот, кто ее изготовляет, подчеркнул он.
«Это другая крайность против той, которую пытались ввести при Сердюкове, когда специализированные организации при Минобороны получили все права в этой области, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин. – Проблема, вероятно, даже не в том, что это была плохая система. Просто во главе стояли нечистые на руку люди, которые думали в первую очередь о личном интересе. Теперь Шойгу пытается исправить эту ошибку, на мой взгляд, совершая поворот в другую крайность. Дело в том, что производители географически находятся в удаленных местах от места расположения техники. В Советском Союзе эту проблему решали созданием ремонтных мощностей на различных территориях. У Министерства обороны было несколько заводов, и производитель мог выполнять ремонтные заводы и проводить модернизацию.
Мне кажется, что в Советском Союзе это имело смысл, в России имеет смысл найти некий баланс. Возможно, в системе, предлагаемой Шойгу, этот баланс каким-то образом учтен и предусмотрен. Может быть, это предложение предусматривает создание неких филиалов в регионах. Надо учитывать протяженность наших границ, возить тяжелую технику, скажем, на Урал со всей территории России накладно, а иной раз неразумно, поскольку техника может требовать совсем незначительного ремонта. Одним словом, не думаю, что Минобороны полностью откажется от тех мощностей, которые сегодня имеются в его распоряжении. Это большое количество ремонтных заводов, их нельзя просто так взять и закрыть».
«Это, безусловно, правильно, – сказал газете ВЗГЛЯД директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. – Другое дело, что сегодня нет ни методик, ни опыта, чтобы просчитать этот жизненный цикл и, соответственно, заложить деньги. У нас и в Советском Союзе, и в российской армии никто жизненный цикл не считал. Требование непопулярного прежнего министра о прозрачности ценообразования снова выходит на первый план в деятельности нового руководства. Очевидно, что под «жизненный цикл» Министерству обороны сейчас такие счета наставляют, что мало не покажется».
«Неясна экономическая ситуация, неясны инфляционные процессы, так что просчитать все это будет достаточно тяжело. По-видимому, контракты полного жизненного цикла будут носить рамочный характер. То есть будет подписан некий рамочный контракт, условно говоря, между Министерством обороны и компанией «Сухой» на производство и эксплуатацию новых истребителей. Будут прописаны базовые цифры, примерно по годам будет распланировано, когда, на каком этапе эти самолеты будут вводиться в эксплуатацию, проходить средний, капитальный ремонт, и примерный срок их эксплуатации – он будет порядка 25 лет, не менее.
Сегодня даже финальную цену единицы продукции истребителя пятого поколения просчитать очень трудно: идут летные испытания. В рамках такого контракта, который будет рассчитываться на 20–25 лет, отдельными дополнениями будут вноситься корректировки по ценам», – говорит Коротченко.
Дадут деньгами#{weapon}
Еще одной темой селекторного совещания стали социальные вопросы. Сергей Шойгу пообещал решить в ближайшие годы проблему, с которой пока не справился ни один из его предшественников: обеспечение военнослужащих жильем.
Министр предложил с 1 января 2014 года сделать единовременные денежные выплаты основной формой обеспечения постоянным жильем. По его мнению, это приведет к фактическому исчезновению очередей на жилье.
«Министерство провело анализ выполнения задачи по обеспечению военнослужащих жильем и предложило новый подход по ее решению. Он связан с единовременными денежными выплатами для приобретения жилья», – сказал министр, пояснив, что «предоставление этих выплат позволит выполнить обязательства государства по обеспечению военнослужащих жильем».
«Мы предлагаем с 1 января 2014 года единовременные денежные выплаты сделать основной формой обеспечения постоянным жильем. Тогда такое понятие, как очередь на жилье, фактически исчезнет», – добавил Шойгу.
Ранее замминистра обороны Руслан Цаликов сообщил, что замена выделения жилья выплатами ожидается с 1 января следующего года с тем, чтобы увольняемые сами могли выбирать как регион проживания, так и площадь или расположение приобретаемого жилья.
«Все решения на этот счет приняты», – сообщила журналистам после совещания замминистра Татьяна Шевцова.
«На протяжении последних трех лет военнослужащим предоставлено более 105 тысяч квартир по договорам социального найма. Только в 2012 году военнослужащие заселили 50 тысяч квартир», – напомнила она.
«Вместе с тем при предоставлении жилья в натуральном виде есть определенные сложности и проблемы в части несоответствия характеристик жилья требованиям военнослужащих», – признала Шевцова.
«Предоставление единой денежной выплаты дает военнослужащим более широкий выбор – выбирать место нахождения жилья вне зависимости от того, имеется ли у Минобороны готовое жилье в данном субъекте, а также позволяет предоставить жилье в более сжатые сроки», – сказала она.
«Кроме того, военнослужащие получат возможность использовать свое повышенное денежное довольствие, материнский капитал, чтобы приобретать жилье большей площади», – добавила замминистра.
Она привела слова министра обороны, согласно которым «переход на единую денежную выплату полностью ликвидирует понятие «очередь». По словам Шевцовой, применение новой схемы позволит решить проблему военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров, – тысячи офицеров находятся в таком подвешенном состоянии годами: фактически уже не служат, но по закону без обеспечения жильем уволены быть не могут и сохраняют статус военнослужащего, из-за чего испытывают проблемы с трудоустройством на «гражданке».
Шевцова сообщила, что подготовленные в Минобороны документы «в настоящее время проходят межведомственные согласования и в ближайшее время будут направлены в правительство».
«Конечно, надо принимать меры, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель комиссии Общественной палаты по национальной безопасности Александр Каньшин. – Еще полгода назад Общественная палата выступала с предложением давать офицеру, который начинает служить, деньги, чтобы он мог купить квартиру или построить дом. В некоторых армиях есть практика, когда человек, заключая контракт с государством и начиная служить, в этот же момент выбирает какой-то вариант строительства жилья, ему выделяют деньги и строят дом. Когда он заканчивает службу, он знает, что у него уже есть дом, иногда какой-то участок».
«Многие офицеры – выходцы из села, – добавил он. – Неплохо было бы, чтобы они, заканчивая службу, возвращались в село, поднимали сельское хозяйство».
Глава Минобороны также сообщил, что до конца этого года во всех казармах появятся душевые комнаты. «Мною даны поручения по установке до конца 2013 года во всех воинских частях душевых комнат в соответствии с разработанным сетевым графиком. А их, кстати, предстоит оборудовать порядка 50 тысяч», – сказал он.
Напомним, в середине января директор Федерального агентства специального строительства Григорий Нагинский сообщил, что в 2013 году Спецстрою предстоит выполнить большой контракт по обустройству порядка 500 военных городков по всей стране.
«На сегодняшний день в военных городках, по крайней мере по которым я проезжал, есть даже казармы, где солдатики приезжают служить, в которых даже душевых (кабин) нет», – сказал он.
Директор Спецстроя напомнил, что в российской армии сложилась система, когда «солдат всю неделю только умывается, а по субботам в баню ходят строем».
«В этом году поставлена задача, чтобы во всех казармах по всей стране обеспечить, чтобы солдаты, как они в современной жизни дома живут, вечером пришли, в душ сходили, легли спать. То же самое чтобы было и в казармах в армии», – пояснил он.