В пятницу в Московском метрополитене начало действовать новое тарифное меню. С этого дня появится «единый» проездной на все виды общественного транспорта, кроме электричек, при этом сохраняются безлимитные билеты на определенное число дней как на метро, так и на наземный транспорт, а купленные ранее проездные не «сгорят», обещают транспортники.
Транзитник может спешить и, скорее всего, не будет отстаивать вторую очередь, чтобы вернуть арендованную карту, поэтому для него одна поездка будет в два раза дороже
«С 1 февраля билеты на метро на фиксированное число поездок (от 1 до 60) становятся «едиными», и их можно будет использовать на наземном транспорте (автобус, трамвай, троллейбус). Билеты на метро без лимита поездок (на 30, 90, 360 дней) остаются в продаже без изменений и продолжат действовать только на метро», – сообщается на сайте столичного Департамента транспорта.
Там отметили, что новый «единый» билет можно будет приобрести в кассах метрополитена, билетных автоматах на станциях метро, а также в наземных киосках Мосгортранса. Цена одной поездки остается прежней – 28 рублей. При этом стоимость проезда по «единому» билету на 5 и более поездок будет ниже, чем цена билета на одну поезду у водителя наземного транспорта.
«Билеты, купленные до 1 февраля 2013 года на отдельные виды транспорта, будут действовать на тех условиях, на которых они приобретались. С введением «единого» проездного сохраняются билеты на наземный транспорт, в том числе на одну–две поездки, которые можно приобрести у водителя и в кассах Мосгортранса. Цена одной поездки – 25 рублей, при покупке у водителя – 28 рублей. При этом неизменными остаются и цены на все виды существующих билетов на наземный общественный транспорт, например, на транспортные карты без лимита поездок сроком действия пять, 30, 90 дней и год», – отмечается в сообщении.
В департаменте добавили, что новое билетное меню формировалось на основе анализа предпочтений пассажиров, пользующихся различными видами общественного транспорта, с учетом опыта крупнейших городов мира. Внедрение нового билетного меню является частью масштабной программы модернизации системы общественного транспорта, реализуемой правительством Москвы в 2012–2015 годах.
При покупке «единого» более чем на пять поездок пассажиры смогут сэкономить – их стоимость округлится в меньшую сторону. Так, как сообщил ранее заммэра Москвы, глава департамента транспорта Максим Ликсутов, цена проездных на 20 и 60 поездок сократится до 500 и 1,2 тыс. рублей против нынешних 520 и 1245 рублей соответственно, передает РИА «Новости».
Новое билетное меню на городской общественный транспорт будут вводить поэтапно в течение 2013 года. Так, со 2 апреля пассажиры смогут завести электронный кошелек, а также купить билет «90 минут», который предусматривает одну поездку на метро и неограниченное количество пересадок на наземном общественном транспорте в течение 1,5 часов. Кроме того, с июля планируется отменить бумажные проездные на одну–две поездки в метро.
За несколько дней до нововведения председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» Михаил Аншаков сообщал газете «Известия», что организация намерена оспорить новые тарифы на проезд в городском транспорте через Мосгорсуд. Правозащитники посчитали, что отмена билетов на одну и две поездки, а также безлимитных проездных на метро длительного срока действия ущемляет права потребителей. По мнению Аншакова, продажа новых одно- и двухразовых билетов на общественный транспорт является навязанной услугой.
Однако юрист ОЗПП Денис Ульянов заявил, что о судебных тяжбах можно будет говорить только после того, как новое тарифное меню вступит в действие и тогда станет ясно, нарушаются или нет права потребителей.
«По новым тарифам мы никаких жалоб не готовим. Есть некоторые вопросы по одноразовым билетам, но пока все это не вступит в действие, нет факта нарушения прав потребителей», – сказал газете ВЗГЛЯД Ульянов.
По его словам, в связи с тем, что в кассах метро постоянно скапливаются очереди за одноразовыми проездными, было решено ввести билеты либо многоразовые, либо с возможностью пополнять баланс на проездном. «В случае с пополнением баланса для жителей мегаполиса все будет нормально, нарушений никаких нет. А вот с приезжими, которые следуют через Москву транзитом, возникает вопрос. Согласно новому тарифу ему нужно будет арендовать электронную карту, после этого пополнить ее на сумму поездки, а после он может сдать ее обратно. Но есть один нюанс: транзитник может спешить и, скорее всего, не будет отстаивать вторую очередь, чтобы вернуть арендованную карту. В результате получится, что для него одна поездка в два раза больше реальной стоимости», – пояснил Ульянов.
Юрист пояснил, что в российском законодательстве никак не регламентируется, каким образом должны продаваться билеты или распространяться абонементы на услуги в частных компаниях.
Что касается предположений о том, что при приобретении «единого» проездного пассажирам против их желания навязывают общественный транспорт, то, по словам Дениса Ульянова, оно не соответствует действительности. «Такая система существовала и раньше, во времена Советского Союза. Поэтому она многим знакома и очень хорошо отработана, здесь нарушения прав потребителей исключены», – отметил он.
Отметим, что нововведение широко обсуждалось в блогосфере. Некоторые пользователи высказали опасения относительно повышения стоимости проезда. Так, юзер ЖЖ scif_yar пишет: «Безлимитные проездные на 90 и 365 дней и вовсе отменяются, а проездной на месяц превратится в единый билет на все виды транспорта и станет дороже на 23%. Замечательно, что сказать. Проездной на 90 дней стоит сейчас 3485 рублей или 1150 в месяц. Будет стоить 2200».
Но Денис Ульянов развеял эти опасения, пояснив, что стоимость проезда не подорожает, а наоборот, снизится, да и привычные всем варианты проездных отменять никто не собирается.
Отметим, что за последние три года билеты на проезд в муниципальном автобусе в среднем по России подорожали на 30% – это меньше, чем выросли денежные доходы граждан. Об этом говорится в исследовании, проведенном аналитической службой компании «Финэкспертиза». Эксперты сопоставили темпы роста стоимости проезда на общественном транспорте и среднедушевых доходов граждан в конкретном регионе, пишет «Российская газета».
В отчете говорится, что «безусловным лидером рейтинга стала Томская область. Здесь тарифы на общественный городской транспорт дорожали в 16 раз медленнее роста доходов граждан». «Антилидером» является Тюменская область, где проезд на муниципальном автобусе за три года прибавил 19,39%, а доходы граждан – только 5,35%. Схожая ситуация наблюдалась еще в 21 регионе страны.
По данным издания, в Москве рост тарифов на муниципальный транспорт составил 25%. В Подмосковье этот показатель оказался равен 15%.