Компромисс
Те опасения, которые были и у представителей бизнеса, да и у граждан в целом, оказались в недостаточной степени обоснованными
При возбуждении уголовных дел следователям необходимо опираться на мотивированные суждения Федеральной налоговой службы, заявил в понедельник на встрече с руководителем ФНС Михаилом Мишустиным президент России Владимир Путин.
На встрече с главой государства Мишустин отметил, что сутью 198-й и 199-й статей (уклонение от уплаты налогов) является непредставление налоговой декларации либо предоставление ложных или искаженных сведений, передает РИА «Новости». «Поэтому необходимо мотивированное суждение о налоговой декларации при возбуждении этих дел. Именно так, я считаю, мы построим работу: чтобы было четкое мнение Федеральной налоговой службы и в совокупности с материалами правоохранительных органов можно было дать суждение, абсолютно основанное на законе и на правоприменении Налогового кодекса», – сказал Мишустин.
Путин на это заметил, что «в законе можно зафиксировать обязанность правоохранительных органов, в том числе Следственного комитета, запрашивать соответствующие документы из налоговых органов, с тем чтобы в деле документы из Налоговой службы всегда присутствовали».
«О деталях вы поговорите с коллегами, представьте мне согласованные предложения», – резюмировал президент.
Таким образом, новый порядок возбуждения дел по налогам может быть принят в компромиссном варианте: с одной стороны, как и предполагал президент, правоохранители получат право возбуждать дела без представления налоговиков, с другой – их обяжут запрашивать у ФНС соответствующие материалы.
Непростое решение
Напомним, законопроект о возвращении правоохранительным органам полномочий на самостоятельное возбуждение налоговых дел без материалов налоговиков президент внес в Госдуму в октябре.
Сейчас такие уголовные дела могут возбуждаться только с санкции налогового органа после проведенной им проверки. Но еще несколько лет назад существовала другая система – следственные органы имели право инициировать расследования самостоятельно.
Нынешние изменения вступили в силу в 2011 году в рамках реформы, предложенной Дмитрием Медведевым, на тот момент занимавшим пост президента России.
После того как нынешний президент Владимир Путин внес в октябре предложение вернуться к прежней системе, в среде бизнес-сообщества стали раздаваться недовольные голоса. Так, некоторые предприниматели предположили, что раскрываемость преступлений вряд ли повысится после того, как изменения вступят в силу, а бизнесмены при этом будут опасаться неправомерного преследования.
Против возврата выступили и некоторые высокопоставленные госслужащие, в том числе премьер Дмитрий Медведев и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
«Я свою позицию сформулировал еще в тот период, когда вносил соответствующий законопроект, в результате которого общее количество уголовных дел существенно снизилось», – сказал Медведев 12 ноября.
Общее количество уголовных дел не может быть показателем эффективности правоохранительных органов, отметил при этом он.
«Навозбуждать-то можно все что угодно. Особенно по заказу и за деньги, что очень часто, к сожалению, происходит, когда одна структура борется с другой», – приводили слова премьера «Ведомости».
Затем в эту заочную полемику вмешался пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. В интервью журналу The New Times он отметил, что в руководстве страны не принято оспаривать решения президента уже после того, как они утверждены.
«В процессе выработки того или иного решения все вольны говорить то, что думают. У нас это нормальная практика. Вот на прошлой неделе у нас была история вокруг внесенного в Госдуму президентом законопроекта, который возвращает право следственным органам возбуждать дела по налоговым преступлениям. И тогда выступили против – прежде всего Алексей Улюкаев, а потом и председатель правительства, – напомнил Песков. – Во время выработки решения можно спорить, предлагать альтернативы, но когда решение принято, оспаривать его публично чиновники не должны. Это некорректно. Это не принято».
«Единственно верное решение»
#{smallinfographicleft=291254}По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, принятое в понедельник компромиссное решение абсолютно правильное: «Я считаю, что этот спор и те опасения, которые были и у представителей бизнеса, да и у граждан в целом, оказались в недостаточной степени обоснованными, – сказал Кабанов газете ВЗГЛЯД. – Поскольку после профессиональных консультаций президента с бизнес-сообществом и с представителем ФНС было принято единственно правильное решение».
Кабанов отметил, что в России, безусловно, «не все следователи являются специалистами в налоговом праве» и об этом не нужно забывать.
Кроме того, по его словам, у ФНС уже существуют процедуры, которые было бы полезно использовать. «К примеру, у них есть достижение внесудебных договоренностей, то есть неких мировых соглашений, которые позволяют не сажать человека в тюрьму, а возвращать то, что нужно вернуть, государству», – сказал он.
По словам эксперта, сейчас приняты очень правильные решения, которые соответствуют, в том числе, и антикоррупционным нормам, «поскольку мы можем избежать некоторых действий, служащих основой для коррупционных сделок».
«И следствие не будет самостоятельно дергаться и пытаться что-то отжать. Это и очень хорошая антирейдерская мера», – добавил он.
Что касается первоначальной критики президентского законопроекта, в том числе и со стороны премьера и министра экономического развития, Кабанов отметил, что «критиковался сам подход» к решению вопроса. «Если же говорить о сути, извините, кто-то предлагает, чтобы у нас люди уходили от уплаты налогов и за это не отвечали? Посмотрите любую страну с развитой правовой системой. Одними из самых тяжких преступлений там являются преступления против личности и налоговые преступления», – заметил Кирилл Кабанов.
«Долг перед государством обязаны исполнять все»
Добавим, что на той же встрече с главой ФНС Михаилом Мишустиным Владимир Путин призвал не создавать дополнительные условия для давления на бизнес.
При этом, по словам президента, «свой долг перед государством обязаны исполнять все, не перекладывая ответственность на тех, кто исправно платит налоги», передает ИТАР-ТАСС.
Путин отметил, что имеет в виду «прежде всего тех, кто трудится на заводах, в сельском хозяйстве, интеллигенцию», кого в стране большинство.
Глава государства подчеркнул, что «у бизнеса особая ответственность за экономику, за рабочие места, и мы должны создать для них соответствующие условия».
«Мы должны стремиться и дальше к улучшению, но все-таки общая картина, общие правила должны быть абсолютно справедливыми для всех членов нашего общества, для любого человека, вне зависимости от того, занимается он бизнесом или нет», – сказал он.
В свою очередь глава ФНС Мишустин, докладывая президенту, отметил, что его службе удалось переломить ситуацию с собираемостью налогов.
По словам Мишустина, за 10 месяцев текущего года в консолидированный бюджет страны поступило 9,4 трлн рублей, что на 2,4% выше соответствующего периода 2012 года. В том числе в федеральный бюджет поступило 4,4 трлн рублей, что, соответственно, больше на 2,6%.