Общество

19 ноября 2013, 13:24

Командир упавшего Boeing ни разу не уходил на второй круг

Фото: ИТАР-ТАСС

По данным гендиректора авиакомпании «Татарстан», которая эксплуатировала потерпевший крушение Boeing-737, экипаж воздушного судна имел серьезный налет и прошел необходимую подготовку. Однако он же признал, что командир в момент катастрофы выполнял увод лайнера на второй круг первый раз в жизни. А в СМИ появилась информация, что пилоты до недавнего времени были штурманом и бортинженером.

«Ни разу не выполнял»

Сами посудите, раньше только в училище четыре года на летчика учили

Экипаж разбившегося в Казани самолета Boeing-737 на практике до трагического дня не выполнял того маневра, в ходе которого разбился лайнер, признался на пресс-конференции гендиректор авиакомпании «Татарстан», эксплуатирующей лайнер, Аксан Гиниятуллин, передает РИА «Новости».

«Командир разбившегося в Казани самолета имел 2,5 тыс. часов, второй пилот – 1,9 тыс. часов», – сказал он, заверив, что авиакомпания выполняла все технические регламенты в части допуска к полетам квалифицированных летчиков.

При этом выяснилось, что командир лайнера до катастрофы ни разу не выполнял маневр ухода на второй круг в реальном полете. «Я думаю, что нет», – сказал гендиректор «Татарстана», отвечая на соответствующий вопрос журналистов.

Гиниятуллин сообщил также, что опыт ночного полета у командира корабля был и весьма внушительный – порядка 1 тыс. часов.

А до этого в СМИ появилась информация, что пилоты разбившегося Boeing были переучены из штурмана и бортинженера.

Так, по данным газеты «Коммерсант», следователи продолжают рассматривать несколько версий катастрофы в Казани, но предпочтение отдают именно человеческому фактору. Причем, во многом из-за того, что управлявшие разбившимся Boeing пилоты были неопытны и только несколько лет назад прошли курсы переподготовки.

Несмотря на то, что оба проработали в авиации более двух десятков лет, первый пилот Рустем Салихов стал летчиком только три года назад, до этого был штурманом. А его напарник Виктор Гуцул работал бортинженером и только в 2011 году получил право управлять самолетом.

По данным СМИ, пилоты могли начать совершать ошибки еще на подлете к полосе из-за того, что самолет не удалось вписать в глиссаду – наклонную прямую, по которой происходит снижение на посадку. Свою ошибку летчики попытались компенсировать маневрированием, а когда это не получилось, сообщили диспетчеру о нарушениях в конфигурации, чтобы исправить все на втором круге. Однако выйти на него не удалось.

Возможно, набирая высоту, пилоты слишком высоко задрали нос машины, превысив таким образом допустимый для Boeing угол атаки. Из-за этого лайнер мгновенно потерял скорость и свалился в штопор.

По другой версии, набрать высоту экипажу могло помешать обледенение машины, возникшее при прохождении низкого облачного слоя.

Аварийная ситуация также могла возникнуть и из-за технической неисправности.

Впрочем, точная картина происшедшего будет восстановлена только после того, как специалисты МАК расшифруют данные бортовых самописцев.

Первые данные с черных ящиков казанского Boeing уже появились. И, согласно им, пассажирский самолет ушел при посадке в штопор, а затем взорвался из-за нехватки скорости при выполнении маневра захода на второй круг, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источники, близкие к расследованию.

Ранее поступала информация, что один из черных ящиков Boeing оказался пустым и при ударе о землю из него вылетела капсула с записью переговоров экипажа.

В Межгосударственном авиационном комитете подтвердили, что в речевом бортовом самописце действительно нет кассеты, однако в параметрическом она присутствует. Таким образом, осталось дождаться оглашения официальных результатов.

«Хорошо подумайте, прежде чем садиться на борт»

Как рассказал газете ВЗГЛЯД заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Маликов, три года для летчика – стаж очень небольшой, несмотря на то, что до этого он долгое время был штурманом.

«Сами посудите, раньше только в училище четыре года на летчика учили. Давали там практику, потом выпускали, молодой человек еще долго летал справа, ему давались все допуска, и постепенно-постепенно он поднимался, прежде чем стать командиром судна», – рассказал Маликов.

«Может быть, грузы какие-то перевозить такому экипажу доверить и можно, но в данном случае опыт для управления пассажирским самолетом, конечно, очень небольшой, – отметил он. – И второе, о чем хотелось бы сказать: сейчас очень многие современные самолеты, в том числе «Боинги», летают в основном на автопилоте. Я много говорил с этими ребятами. И у меня уже сложилось об этом определенное впечатление. Понимаете, нередко отключение автопилота, допустим, при уходе на второй круг, уже вызывает у них проблему».

По словам Маликова, он видел видео с места катастрофы, где самолет практически вертикально входит в землю. И к такой ситуации, возможно, могло как раз и привести отключение автопилота и потеря экипажем «пространственного положения» в связи с этим.

«Я ничего не утверждаю. Комиссия еще не закончила там работу. Но как одна из гипотез такая может быть», – добавил летчик.

При этом он пояснил, что сам по себе автопилот – устройство крайне полезное и часто необходимое, особенно при полетах и посадке в сложных метеоусловиях, когда «человек мог бы потеряться». Но современные пилоты гражданской авиации, по его словам, порой «разбалованы автоматическим управлением».

Кроме того, и проблема подготовки новых летчиков в России стоит крайне остро. Сейчас, по словам собеседника газеты ВЗГЛЯД, для этого есть лишь одно Ульяновское училище.

«Прежде чем садиться на борт самолета, вы хорошо подумайте. В том числе и я так думаю уже довольно давно», – подытожил эксперт.

Другие аспекты

На пресс-конференции во вторник генеральный директор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниятуллин рассказал о целом ряде других моментов, связанных с катастрофой.

Он признался, что ни одна из версий катастрофы пока не исключается – от метеоусловий и технической неисправности до теракта. Подтвердил, что у разбившегося лайнера действительно 26 ноября прошлого года происходила разгерметизация, о чем ранее писали СМИ. Однако причины ее объяснить не смог. «Тогда произошла разгерметизация кабины», – лишь отметил директор.

Гиниятуллин также сообщил, что 15 ноября этого года в самолете были произведены последние регламентные работы и «это был обычный анализ состояния и устранение дефектов».

Комментируя информацию СМИ о том, что на следующий день после катастрофы с сайта авиакомпании исчезли данные о ее генеральном директоре, он сказал, что произошло это из-за сбоя: «Мы на веб-сайте размещали много информации: по позиции, контактной информации, по ситуации. И я думаю, что был просто сбой. Уверяю вас, что это не умышленное решение было», – пояснил он.

В каких самолетах вы чувствуете себя более безопасно?






Проголосовать
По словам гендиректора, Boeing-737 полетел в свой последний рейс в Казань вместо планировавшегося для этого самолета Bombardier.

«Замена самолета была связана с загрузкой пассажирами», – сказал Гиниятуллин и пояснил, что менее вместительный Bombardier с 40 пассажирами полетел в Сочи.

Глава компании признался, что пассажиропоток «Татарстана» после трагедии уменьшился, но незначительно. «Имевшиеся задержки рейсов были связаны с регламентом работы аэропорта в Казани», – добавил он.

При этом общее состояние авиакомпании «Татарстан» ее глава назвал стабильным. Правда, признал при этом наличие долгов по зарплате перед сотрудниками.

«Как и у других компаний, у нас есть задолженность перед поставщиками топлива, есть и задолженность по зарплате», – приводит слова Гиниятуллина РИА «Новости».

Он уточнил, что долг по зарплате составляет примерно один месяц, но при этом сотрудникам был выплачен аванс.

Накануне глава профкома профсоюза работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации в авиакомпании «Татарстан» Антон Бортяков рассказал газете ВЗГЛЯД, что в сентябре часть персонала авиакомпании приостанавливала работу в рамках 142-й статьи Трудового кодекса, до выплаты заработной платы.

Потом в рамках процедуры социального партнерства был выработан график погашения. Он не во всем соблюдался, но в итоге долг, по крайней мере за август, был проплачен. Но с тех пор начала копиться новая задолженность.

Профсоюзный деятель признавался, что сотрудники планировали организовать в связи с этим протестные действия, однако катастрофа Boeing в Казани отменила эти планы.

Кроме того, гендиректор авиакомпании заявил во вторник, что разбившийся самолет был приобретен в лизинг в период, когда «Татарстаном» руководил Герой России Газинур Хайруллин. Речь идет о человеке, который был вторым пилотом самолета Ил-76, принудительно посаженного на аэродром в Кандагаре в августе 1996 года, и который затем сбежал из плена.

Отвечая на вопрос о техническом состоянии других самолетов, Гиниятуллин заметил, что пассажирских лайнеров, ранее эксплуатировавшихся в Африке, в «Татарстане» больше нет, а средний возраст аэробусов составляет 7–8 лет.

Разбившийся в Казани Boeing-737 за 23 года его летной истории эксплуатировали семь разных авиакомпаний, в том числе африканская Uganda Airlines. В авиакомпанию «Татарстан» самолет поступил в рамках сделки по лизингу в декабре 2008 года.

Напомним, в воскресенье самолет авиакомпании «Татарстан» выполнял рейс из московского аэропорта Домодедово в Казань. Лайнер попытался уйти на второй круг при посадке, однако потерял высотувертикально вошел в землю и взорвался. Его обломки разбросало на территории в 250 тыс. кв. метров.

В авиакатастрофе погибли 50 человек.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту крушения Boeing-737. А в понедельник утром следователи изъяли в офисе авиакомпании «Татарстан» все документы, связанные с техническим состоянием разбившегося самолета и подготовкой его пилотов к полету.

Также под проверки СК и прокуратуры попал московский аэропорт Домодедово, в котором лайнер заправлялся и проходил предполетный контроль.

Текст: Денис Нижегородцев

Вам может быть интересно

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?