Число жертв взрыва в автобусе в Волгограде к вечеру понедельника возросло до шести человек, погибла также предполагаемая смертница. В Волгограде объявлен трехдневный траур. Напомним, бомба сработала в автобусе в 14.05 на остановке общественного транспорта «Лесобаза». По информации волгоградской полиции, всего пострадали 32 человека, из них 28 госпитализированы. Восемь человек находятся в реанимации в тяжелом состоянии. Среди раненых был годовалый ребенок. Возраст самого старшего пострадавшего – 86 лет. Опубликован список пострадавших.#{image=753530}
Следственный комитет возбудил уголовное дело о теракте. По предварительным данным, взрывное устройство сработало, когда автобус следовал рейсом Государственный университет – кинотеатр «Юбилейный». Жертвами теракта, по словам очевидцев, стали в основном студенты.
Вечером пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что президент Владимир Путин выражает самые глубокие соболезнования родственникам и близким погибших. Он также добавил, что президент желает скорейшего выздоровления пострадавшим.
В свою очередь губернатор Волгоградской области Сергей Боженов пообещал семьям погибших по 1 млн миллиону рублей, а тяжело пострадавшим – по 400 тыс. рублей. «Нам удалось сохранить на улицах порядок и спокойствие. Паники нет среди людей, но город скорбит, город в шоке, – сказал он. – Я зашел в автобус. Это, конечно, тяжело».
Глава региона вспомнил теракт 2004 года, когда террористка-смертница на борту рейса Москва – Волгоград привела в действие взрывное устройство. Все находившиеся на борту самолета погибли.
Дмитрий Соколов (Фото: ntv.ru) |
По информации Следственного комитета, смертницей оказалась 30-летняя (по другим данным – 31-летняя) уроженка Дагестана Наида Асиялова (кличка Аматурахман). Она была гражданской женой 21-летнего члена махачкалинской бандгруппы Дмитрия Соколова по кличке Жираф. По информации телеканала НТВ, Асиялова – жительница Махачкалы, бывшая сокурсница Соколова и активная вербовщица сторонников ваххабизма. Она и завербовала его в состав бандподполья, когда вместе с ним училась в Москве. Она была зарегистрирована в дагестанском селе Гуниб. Незадолго до исчезновения Соколова Асиялова выехала из Москвы в Дагестан.
Как сообщил Росбалту источник в спецслужбах, за терактом может стоять амир махачкалинского сектора запрещенной организации «Имарат Кавказ*» Арсанали Камбулатов (Абу Мухаммад). Именно в его бандформирование входит Соколов. Этим летом было установлено, что Соколов стал подрывником в отряде Арсанали Камбулатова.
Данную информацию оперативники получили, когда выяснили, что Камбулатов предложил лидерам других бандформирований использовать «надежного брата» Соколова для совершения терактов за пределами Северного Кавказа. Выбор на него пал из-за того, что он обладает славянской внешностью.
Асиялова не жила в родном селе с 2010 года. С родными и близкими, не разделявшими ее приверженность ваххабизму, не общалась, предпочитая общество так называемых «сестер»-единомышленниц. Ни определенного места жительства, ни работы у Асияловой не было.
Она постоянно меняла места проживания, обретаясь то в Махачкале, то в Хасавюрте, то в Кизляре. Везде она вступала в контакт со вдовами и женами боевиков. Среди них она пользовалась большим авторитетом и даже имела доступ к «джамаатовским» деньгам, собираемым для поддержки бандитов и членов их семей.
Асиялова регулярно созванивалась с отцом Соколова и врала ему, что его сын не боевик и что его оклеветали. При этом она старательно уклонялась от подробностей о его местонахождении и роде занятий.
В последнее время Асиялова сильно болела, у нее гнили кости, поэтому ей постоянно приходилось принимать транквилизаторы и обезболивающие препараты. В одном из северокавказских сообществ в соцсети «ВКонтакте» был даже организован сбор средств на лечение Асияловой. Указывалось, что «у нее заболевание ротовой полости, cъедание костной ткани, десен, осложняется ее болезнь, гной выходит из ран, кости ослабевают, зрение ухудшается».
По информации агентства REGNUM, у матери предполагаемой смертницы взяли кровь на ДНК-анализ. Ее вызвали в Махачкалу из села Гуниб для проведения экспертиз. Как сообщил источник в правоохранительных органах Дагестана, экспертиза должна установить, действительно ли в Волгограде взорвалась Наида Асиялова. Мать и сестра не виделись с Наидой уже два года. Девушка была в ссоре с матерью из-за религиозных разногласий.
Не исключено, что Соколов подготовил и снарядил Асиялову, поскольку он считается подрывником, действующим в составе бандгруппы.
Соколов – уроженец Красноярска, но зарегистрирован в подмосковном городе Долгопрудном, где жил до недавнего времени. Без вести пропал 2 июня 2012 года. Соколов, замкнутый и очень подверженный стороннему влиянию молодой человек, приобщился к ваххабизму в 2010 году. Тогда же он принял имя Абдулджаббар. Интересовался действиями бандподполья на территории Северного Кавказа, самостоятельно изучал и осваивал минно-подрывное дело. Регулярно посещал московские мечети, в которых разыскал экстремистски настроенных прихожан и сошелся с ними. В ноябре 2010 года, не известив родителей, выехал в Дагестан, где укрепился в намерении заняться бандитизмом.
Соколов и Асиялова познакомились в Москве, где тайно от родителей поженились. Молодой человек принял ислам и уехал вслед за ней в Дагестан. Родители Соколова объявили о нем как о пропавшем без вести и даже снялись в сюжете для программы «Жди меня» на Первом канале.
Соколов подготовил пояс смертника для Мадины Алиевой, которая взорвалась 25 мая в центре Махачкалы. Также приготовил взрывные устройства для подрыва гастрономов № 24 и «Кристалл» 4 августа в Махачкале.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ