В среду в столичной мэрии объявили победителей конкурса на разработку концепции развития «новой» Москвы. По результатам конкурса жюри выбрало три лучших проектных решения: одно – по московской агломерации, второе – по развитию Москвы и третье – по новому федеральному правительственному центру.
Последние 20 лет урбанистикой в России занимались очень мало, соответственно, и специалистов высокого уровня в России немного
Как сообщил в ходе пресс-конференции заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, жюри конкурса оценило проекты авторских коллективов, выставленные в Парке Горького, и признало победителем по проектному решению московской агломерации и развитию Москвы команду Antoine Grumbach et Associes (Франция).
Лучшее решение по новому федеральному правительственному центру показала команда Urban design associates (США), отметил чиновник.
«Была проделана огромная работа. На протяжении шести месяцев работали девять команд лучших урбанистов мира. Колоссальный эффект мы получили уже только от того, что такие специалисты работали над проблемами развития агломерации», – приводит слова Хуснуллина «Интерфакс».
Он отметил, что сегодня завершается первый этап развития агломерации, подводятся итоги предложенных концепций, в дальнейшем начнется работа по составлению технического задания на корректировку генерального плана развития.
«Все члены жюри проставили независимо друг от друга каждой из девяти команд оценки по всем номинациям. После этого данные были обработаны, компьютер сам подсчитал результаты», – добавил Хуснуллин.
Заммэра подчеркнул, что команда-победитель в двух первых номинациях недавно разрабатывала проект развития Парижа.
По его словам, проект, предоставленный этой командой, выделяется на фоне остальных с точки зрения профессионализма.
Он подчеркнул, что тот капитал знаний, который был накоплен создателями проектов в процессе этой работы, безусловно, будет востребован.
Чиновник объяснил, почему среди победителей нет российских команд. «Последние 20 лет урбанистикой в России занимались очень мало, соответственно, и специалистов высокого уровня в России немного», – сказал Хуснуллин.
«Нет опыта, – посетовал заммэра. – Сегодня наши коллеги французы показали, что они прошли этот опыт. Колоссальный опыт и у американцев, которые строят на новых территориях. Я думаю, что это и сыграло свою роль».
«Не могу согласиться с этим утверждением, – заявил газете ВЗГЛЯД заслуженный архитектор России профессор Алексей Щеглов. – Во-первых, потому что оно свидетельствует о недостаточности проникновения в вопрос, о котором идет речь. А во-вторых, того, что делалось в плане расселения и градообразующих факторов в Сибири, абсолютно недостаточно. Новые градостроительные образования не нашли воплощения именно потому, что вся эта бамовская затея не была продумана экономически. Тем самым мы очень обрезали себе руки архитектурных предложений. Следствием отсутствия экономической стратегии и являются пробелы в архитектуре».
Впрочем, Хуснуллин отметил в ходе пресс-конференции, что у российских команд в процессе конкурса появилась возможность получить новый опыт.
Он обратил внимание, что в России есть крупные архитекторы, не уступающие по уровню своим иностранным коллегам. «Такие заявления могут привести только к недоверию», – заключил архитектор.
#{smallinfographicleft=504944}Он также обратил внимание на то, что команды победителей конкурса на концепцию развития московской агломерации нельзя охарактеризовать только как иностранные – каждый коллектив, участвовавший в конкурсе, был интернациональным, и во всех зарубежных командах работали российские специалисты.
Власти Москвы объявили конкурс на разработку проекта концепции развития московской агломерации в начале 2012 года. В конце февраля экспертная группа выбрала 10 авторских коллективов, которые займутся разработкой проекта «новой» Москвы. Среди них архитектурное бюро «Остоженка» (Россия), Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора А. А. Чернихова (Россия), ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт (государственная академия)» (Россия), ФГБУ «ЦНИИП градостроительства» РААСН (Россия), Antoine Grumbach et Associes (Франция), LAUC (Франция), Office for Metropolitan Architecture (Нидерланды), Ricardo Bofill (Испания), Studio ASS SECCHI – VIGANO (Италия) и Urban design associates (США).
Впоследствии число участников сократилось до девяти – команда МАРХИ выбыла из участия в конкурсе. Стоимость каждого контракта, заключенного с командами заказчиком ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», 250 тыс. евро.
Жюри возглавляет вице-мэр столицы Марат Хуснуллин. В жюри также входят президент Союза архитекторов России Андрей Боков, декан Высшей школы урбанистики университета «Высшая школа экономики» Александр Высоковский, испанский урбанист Алфонсо Вегара, куратор проекта «Большой Париж» Морис Леруа, советник министра транспорта США Вукан Вучик и член Берлинской палаты архитекторов Хильдебранд Махляйдт.
Помимо Хуснуллина, результаты конкурса прокомментировали в среду и другие члены жюри.
«Меня глубоко впечатлили высокий уровень работ и имена архитекторов команд, которые здесь представлены. Каждая из девяти команд, участвовавших в семинарах конкурса и представленных здесь на выставке, попыталась широко осветить проблематику, связанную с развитием города. Конечно, первый блок задач, которые необходимо решать, – это транспортные проблемы, но если посмотреть в будущее, то это еще вопросы экологии, сохранение природных богатств», – отметил член жюри конкурса на концепцию московской агломерации и куратор проекта «Большой Париж» Морис Леруа.
Член жюри Вукан Вучик, советник министра транспорта США, рассказал, что был приятно удивлен, что все проекты включали в себя не только необходимость присоединить и развить эту территорию, а рассматривали ситуацию с более сложной перспективой и предлагали альтернативу, которая в основном заключалась в развитии общественного транспорта, модернизации метро, троллейбусов.
«Нам нужно применять две основные политики: мотивировать людей прекратить пользоваться частным транспортом. Это можно сделать с введением частных парковок, которые не позволят парковаться где угодно, чтобы они не работали где угодно. Мы все сталкивались с той ситуацией, что город был создан под автомобили. Мы перестраивали город под автомобилистов и тем самым убили его, поэтому мы должны рассматривать возможность модернизации общественного транспорта таким образом, чтобы не трамвай являлся помехой для автомобилистов, а наоборот», – сказал он, передает РИА «Новости».
Напомним, с 1 июля 2012 года к Москве перешло 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа: Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений, входивших в Подольский, Ленинский и Наро-Фоминский районы Подмосковья. К столице отходит также часть территории Одинцовского и Красногорского районов, а к Подмосковью – участок в Куркино площадью 1,4 гектара. Общая площадь присоединяемой к столичному мегаполису территории равна 148 тыс. гектаров.