Религиозная тема продолжает вызывать бурную полемику, к которой теперь подключились и депутаты. В среду в Госдуму был внесен законопроект, вводящий уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств, который предусматривает увеличение в 100 раз штрафов за оскорбление чувств верующих.
Трудно себе представить, что на Ближнем Востоке читали датские газеты и вдруг обнаружили там оскорбительные картинки
Так, за публичное оскорбление и унижение богослужений и других религиозных обрядов, а также оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан предлагается ввести наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей, обязательных работ на срок до 200 часов или лишения свободы на срок до трех лет.
За осквернение или уничтожение объектов и предметов религиозного почитания преступник может быть оштрафован на сумму от 100 до 500 тыс. рублей, наказан обязательными работами на срок до 400 часов или лишением свободы на срок до пяти лет.
Формально рвение депутатов (один из авторов законопроекта Ярослав Нилов в интервью газете ВЗГЛЯД уже объяснил свою позицию) понятно, и кажется, что внешняя сторона дела именно такова: верующие оскорбляются, начинается рознь. Так, например, фильм «Невинность мусульман» обернулся нападениями на посольства в ряде стран. Ситуация повторяется: несколько лет назад, в разгар «карикатурного скандала» после публикаций в европейских газетах карикатур на пророка Мухаммеда, выступлениям рассерженных верующих не было конца.
Однако не все так просто. Стоит отметить, что и тогда, и сейчас российские мусульмане свой гнев столь радикальными методами не выражали. Христиане в нашей стране пока обходятся почти без насилия к своим врагам.
Неужели все дело в том, что ислам как религия провоцирует агрессию своих приверженцев?
Террористический акт может устроить одиночка. Или десяток-другой злоумышленников. И готовятся такие преступления втайне. Иное дело – погром. Это всегда дело рук толпы, которую надо сагитировать – прийти в одно место и в указанное время. Такие акции скрытно организовать невозможно. Власти не могут о них не знать. Так отчего же они не пресекают погромы?
Исламовед Роман Силантьев в беседе с газетой ВЗГЛЯД напомнил: «В Египте и Ливии к власти пришли ваххабиты, в Тунисе они практически у власти». По мнению Силантьева, погромы происходят как минимум при попустительстве властей. Аналогичного мнения придерживается и религиовед, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Филатов. «В Египте недавно избранный президент сочувствует этим людям. И в Пакистане отношение правительства схожее».
Трудно себе представить, что на Ближнем Востоке читали датские газеты и вдруг обнаружили там оскорбительные картинки. «Карикатурный скандал разжигал имам из Дании, который присовокупил к опубликованным в газетах карикатурам картинки, которые нигде и никогда не печатались. Скандал с фильмом «Невинность ислама» раскручивался по схожему сценарию. Фильм несколько месяцев лежал никем не замеченным в интернете, пока ролик из него не прокрутили телеканалы радикальных мусульман. Дальше – призывы в соцсетях, и готово», – говорит Силантьев. Он считает, что провокации шли с двух сторон.
Политическую, а не религиозную подоплеку в трагических событиях усматривает заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир-хазрат Мухетдинов. «Политики пытаются использовать ислам, чтобы манипулировать людьми. Это пытались делать социалисты – баасисты в Ираке, в Ливии, Каддафи ведь был социалистом. И сегодня различные политические группы пытаются использовать чувства мусульман», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
«Некоторые режимы ведут торг с европейцами, допуская подобные эксцессы, они хотят показать, что без них ситуация может серьезно ухудшиться для Запада», – считает Дамир-хазрат. По его мнению, большинство мусульман фильм и в глаза не видели. «Я его посмотрел в силу служебной необходимости, чтобы отвечать на вопросы журналистов. Фильм на английском языке, его бы и поняли далеко не все», – заметил религиозный деятель. «Режимы в тех странах, где произошли погромы посольств, никогда не были в полной мере исламскими. Они хотят показать, что они святее других. Но вот в Саудовской Аравии, ваххабитской стране, погромов нет и все спокойно», – подчеркнул он.
«Там, где власти вовремя отреагировали, люди не поддались на провокации», – утверждает муфтий Центрального духовного управления мусульман Москвы Альбир-хазрат Крганов. «На Ближнем Востоке исламские страны только проходят период становления, 30–40–50 лет независимости – слишком маленький срок», – считает он.
Таким образом, опрошенные эксперты пусть по-разному, но все-таки приходят к одному: погромы в ответ на оскорбления святынь – не просто результат стихийной реакции верующих, а спланированные и организованные политические демонстрации.
Болевой порог
#{image=662796}Но отчего сами верующие в арабских странах так охотно откликаются на призывы атаковать посольства? Бытует мнение, что ислам моложе христианства на 700 лет и не прошел стадию пассионарности. «Теория несостоятельна», – уверен Роман Силантьев. И приводит такие аргументы: «Тогда китайцы вообще уже должны были вымереть. Иудаизм древнее и христианства, и ислама, и лет 200 назад или в годы гитлеровского геноцида можно было думать, что воевать евреи не могут, разучились, утратили пассионарность. Но сегодня, глядя на Израиль, на его армию, можно ли надеяться безнаказанно оскорблять их святыни?»
Что есть на Ближнем Востоке – так это ненависть к Западу. «Даже если бы этот фильм изготовили в Японии, на Ближнем Востоке все равно бы говорили, что это сделали США и Израиль», – считает Силантьев.
На особый менталитет указывает Альбир-хазрат Крганов: «Другая культура, другая история». «Другая психология», – отмечает Сергей Филатов.
Связано ли это с религией? В любой священной книге можно легко найти и призывы к насилию над инаковерующими, но не менее легко – и призывы к миру и добрососедству. Это вопрос интерпретаций со стороны священнослужителей. Точнее, священнослужителей, исполняющих волю политиков.
В истории мировых религий есть кровавые страницы. Католики истребляли гугенотов, гугеноты – католиков. В России мало об этом известно, но до холокоста в еврейских семьях детей пугали Богданом Хмельницким, войска которого в ходе противостояния с поляками истребили 25% еврейского населения. Еврейские погромы происходили и позднее, в начале ХХ века.
Одни исследователи считают, что они носили стихийный характер, другие – убеждены, что организовывались «черной сотней», при участии властей и с одобрения некоторых священников. Член Союза русского народа, канонизированный Русской православной церковью протоиерей Иоанн Восторгов писал в связи с февральской революцией 1917 года: «Здравомыслящие» градоправители упустили момент отвернуть русло революции и превратить грядущую трагедию в веселенький фарс жидовско-торгового погрома... Эх, и за что им деньги, чины и проч. дают». Но немалая часть духовенства осуждала погромы. В частности, святой Иоанн Кронштадтский после Кишиневского погрома обратился с воззванием: «Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами, громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами Отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».
Теперь в Европе и США торжествуют идеи терпимости. Даже кровавые теракты не спровоцировали нападений на мечети. Без ответа остались и сожжение Корана американским пастором Терри Джонсом, карикатуры в европейских газетах, ужесточение иммиграционного законодательства, запрещение ношения хиджабов во Франции и строительства минаретов в Швейцарии. Без кровопролития. И если погромы – дело рук политиков, а не религиозных деятелей, то выходит, что европейская и американская толерантность – тоже их заслуга.
А погромы будут?
В России тема оскорбления чувств верующих в последние месяцы – одна из ключевых. Но серьезных инцидентов, беспорядков она пока не вызвала.
Фильм, спровоцировавший кровопролитие на Ближнем Востоке, не привел к уличным волнениям среди российских мусульман. «К чести нашей власти, она очень своевременно отреагировала на появление этого фильма, а там, где власть вовремя реагирует, люди не поддаются на провокации», – такого мнения придерживается Альбир-хазрат Крганов.
Российские власти и в самом деле реагировали оперативно, во время и карикатурного скандала, и недавнего, вызванного фильмом, стараясь пресечь распространение провокационных материалов.
«А зачем давать погромщикам повод?» – так пояснил свою позицию член Совета Федерации Руслан Гаттаров, написавший запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить фильм «Невинность мусульман» на предмет экстремизма.
«Российская умма (мусульманская община) аполитична, у нас и по более серьезным причинам на улицы не выходят. У нас 65 книг исламских богословов необоснованно признаны экстремистскими, любого, у кого они стоят на полках, могут в любой момент органы привлечь. И ничего, все тихо», – объясняет Дамир-хазрат Мухетдинов.
#{image=664470}Впрочем, иногда мусульмане выходили на митинги. В 2003 году, когда российские власти выступали против вторжения США в Ирак, в Махачкале тысячи человек протестовали против войны. А один влиятельный дагестанский политик утверждал, что 8000 человек записались в добровольцы, чтобы с оружием в руках защищать Ирак от американской военщины. Тогда же верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Толгат Таджуддин объявил США джихад. Правда, другие российские муфтии, хоть и выразили озабоченность судьбой иракского народа, решение о джихаде не поддержали. Да и власти России решили, что джихад Америке – это чересчур. И муфтий вскоре объявил о его «завершении».
Но все это было давно. А вот сейчас нарастает напряженность вокруг РПЦ.
Защита православных святынь полицейскими методами успокоения не принесла. Процесс по делу группы Pussy Riot расколол политически активную часть общества. В защиту осужденных танцовщиц выступили не только либералы и правозащитники, что было предсказуемо, но и русские националисты. Например, Илья Константинов, в прошлом известный политик, от имени своего арестованного сына, националиста Даниила Константинова, заявил на пресс-конференции в Москве: «Использование в приговоре решений церковных соборов тысячелетней давности отменяет светский характер государства. При этом с моральной точки зрения «панк-молебен» был оскорбителен и возмутителен. С политической – провокационным, нацеленным на то, чтобы выбить из оппозиции русских православных». Согласны с Константиновым и другие националисты, такие как глава Национально-демократической партии Константин Крылов и лидер движения «Русские» Александр Белов.
«Православные активисты» тем временем наращивают активность. Они пытаются препятствовать оскорбительным, с их точки зрения, выставкам современного искусства, пишут доносы в правоохранительные органы, являются на митинги противников строительства храмов в Москве, среди которых уже появились избитые. Пока происходят локальные стычки. Полиция «православных активистов» к ответственности не привлекает.
Протоиерей Алексий Уминский, ведущий программы «Православная энциклопедия», в беседе с газетой ВЗГЛЯД не исключает возможности разрастания насилия, «если подогревать эти настроения, говорить, что только силой можно защищать святыни».
«Нельзя говорить, что сила – это наш единственный ответ, хотя власти понятна форма противодействия, избранная «православными активистами». Позиция Церкви, которая будет молиться за врагов, для власти абсурдна. Зато общество в состоянии конфликта становится более управляемым», – отметил он.
Таким образом, получается, вопрос о массовых столкновениях на религиозной почве, о погромах стоит вне самой религии. Она может стать лишь орудием в руках политиков и на Ближнем Востоке, и в Африке, и в России.