Басманный суд в четверг рассмотрел жалобу Ксении Собчак на изъятие в ходе обысков и удержание денежных средств и паспорта в рамках расследования уголовного дела о массовых беспорядках 6 мая во время акции оппозиции на Болотной площади.
Ну а что нам остается делать? Только идти в Мосгорсуд, я буду смотреть в глаза этим судьям
Собчак обратилась в суд с просьбой обязать следователей вернуть ей изъятый документ и 1,4 млн евро. Однако судья Ирина Скурдина отказалась удовлетворять жалобу активистки, сообщает РИА «Новости».
В суде Собчак представляли три адвоката, в том числе глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. Однако заседание прошло без телеведущей и представителя прокуратуры, которые просили рассмотреть жалобу без их участия.
В суде напомнили, что в ходе обыска у Ксении Собчак были изъяты денежные средства на общую сумму более 1 млн евро, 480 тыс. долларов и 480 тыс. рублей, передает ИТАР-ТАСС.
В свою очередь защита телеведущей Ксении Собчак намерена обжаловать решение суда об отказе обязать следствие вернуть изъятые в ходе обысков денежные средства. «Ну а что нам остается делать? Только идти в Мосгорсуд, я буду смотреть в глаза этим судьям», – передает «Интерфакс» слова адвоката Собчак Генри Резника.
Он предположил, что кассационная инстанция более тщательно исследует материалы дела. «Я предполагаю, что они и удовлетворят нашу жалобу», – сказал Резник.
Ранее Ксения Собчак объяснила в своем микроблоге Twitter, почему Следственный комитет России отказывается вернуть изъятые из ее сейфа во время обыска в квартире 1,4 млн евро. «Представитель СК выступил коротко – СК не возвращает деньги, потому как не может быть уверен, что ими не будут оплачиваться массовые беспорядки», – написала Собчак.
«Да, могут быть использованы, – сказал газете ВЗГЛЯД адвокат Андрей Князев, комментируя переданный Собчак мотив следствия. – Все другие (деньги – прим. ВЗГЛЯД) тоже могут быть использованы, что же теперь, у всех изымать?»
«У свидетеля могут изъять вещественное доказательство, но в данном случае нужно указать принадлежность этого доказательства к использованию, – прокомментировал юрист. – Если бы было написано, что эти деньги использовались, например, в качестве вознаграждения участникам беспорядков, то да. Но предположения о них невозможны ни в уголовном праве, ни в праве вообще. Что значит «могут быть»? Может, и я завтра 100 рублей пожертвую, может, и вы, что же теперь, приходить к нам и все изымать?»
«(Изъятые) деньги (обычно в судебной практике – прим. ВЗГЛЯД) должны вернуть, после того как будет признано, что они не являются вещественным доказательством и органы предварительного расследования в них больше не нуждаются, – продолжил он. – Если ценности признаны вещественным доказательством, их судьба зависит от решения суда. Суд решает: такое-то вещественное доказательство, например окровавленную одежду, уничтожить; такое-то, например золото, продать и компенсировать потерпевшим; такое-то обратить в доход государства, такое-то вернуть по принадлежности.
Но в большинстве случаев обычно средства арестовываются на счетах, а ювелирные изделия и ценности передаются человеку на ответственное хранение, он пишет расписку о том, что обязуется их не тратить. Очень редко наши органы берут на себя обязательство на ответственное хранение денег, ценностей, автомобилей. Вдруг исчезнет что-нибудь?»
В ходе судебного заседания следователь так объяснил решение об изъятии: «Если бы она (Ксения Собчак – прим. ВЗГЛЯД) обосновала, что эти денежные средства получены оттуда-то и оттуда-то. Но она этого не сделала». Он отметил, что в рамках расследования дела выясняется и финансирование преступления, а поскольку пояснения об источнике изъятых денег оперативники не получили, они их забрали и пока возвращать не намерены, передает РИА «Новости».
«Я считаю, что это не совсем правильно: не человек должен объяснять свою позицию и свою невиновность, а следствие, – сказал адвокат Андрей Князев. – Если следствию есть что предъявить, они говорят, что вот этот миллион нажит нечестно, потому что есть такого-то рода сведения, тогда нужно предъявлять обвинение. Обвинение не предъявляется, и позиция следствия странная – а почему она должна объяснять? А если бы у нее в этот день не ночевал Илья Яшин*, то не пришлось бы ничего объяснять? А если бы Яшин у меня переночевал, у меня бы тоже требовали объяснения насчет моих денежных средств? На мой взгляд, судебные перспективы этого дела довольно сомнительны, немножко еще нервы потреплют и вернут».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 6 мая в Москве состоялась санкционированная акция оппозиции, которая закончилась столкновениями с полицией. По данным столичного ГУ МВД, в акции приняли участие около 8 тыс. человек. Организаторы мероприятия заявляют, что участвовали порядка 20 тыс. человек. В ходе беспорядков пострадали 29 полицейских. Были задержаны 436 человек.
11 июня в квартирах Алексея Навального, Сергея Удальцова, Ильи Яшина, Ксении Собчак и других активистов оппозиции прошли обыски.
Из неофициальных источников стало известно, что в ходе обысков в квартире Собчак обнаружены и изъяты конверты с деньгами на общую сумму около 1,4 млн евро.
Позже информацию о крупной сумме, изъятой у Собчак, подтвердил СК. В настоящее время проводится камеральная проверка декларации о доходах телеведущей за 2011 год.
Как отмечали в ведомстве, следствие заинтересовал источник происхождения изъятых в ходе обыска у Ксении Собчак денежных средств. По словам официального представителя СК, следствие также намерено выяснить, для каких целей могла предназначаться такая крупная сумма, «расфасованная более чем в 100 конвертов».
Сама телеведущая объяснила столь странный способ хранения таких крупных сумм в доме недоверием к банкам. «Мой годовой доход – более 2 млн. Я не имею права хранить деньги дома, если не доверяю банкам?» – написала она в своем Twitter.
19 июля защита телеведущей Ксении Собчак обратилась с жалобой в Басманный суд Москвы на незаконные, по ее мнению, действия органов расследования при изъятии крупной суммы денег.
«Мы подали жалобу на незаконные действия органов расследования по изъятию и удержанию денег Ксении. При этом суд в нарушение порядка, вместо того чтобы назначить разбирательства в течение пяти суток с момента обращения, назначил разбирательства на 8 августа. Мы обжаловали назначение дела у председателя суда, потому что он обязан следить за тем, чтобы дела рассматривались в установленный законом срок», – сообщал адвокат Генри Резник.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом