«В пятницу, 18 мая, Свердловский областной суд провозгласил приговор Александру Гнитееву, признанному виновным в государственной измене. Суд назначил наказание в виде лишения свободы на срок восемь лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима», – говорится в сообщении суда, которое цитирует РИА «Новости».
Любая спецслужба заинтересована в получении доступа к любой, подчеркиваю, к любой информации по этому проекту
Кроме того, суд постановил оштрафовать Гнитеева на 100 тыс. рублей и дополнительно назначил изменнику ограничение свободы на срок один год с запретом на изменение места жительства и выезд за пределы муниципалитета, где он живет, без особого разрешения, добавляет «Интерфакс».
Процесс проходил в закрытом режиме, поскольку «речь шла о сведениях в области систем стратегического вооружения, содержащих государственную тайну».
Приговор еще не вступил в силу и может быть обжалован.
Отметим, что расследованием дела занималось следственное управление ФСБ, а поводом для его возбуждения стали оперативные материалы управления службы безопасности по Свердловской области.
По данным управления ФСБ России по области, осужденный был работником ФГУП «НПО автоматики имени академика Семихатова». «Следствием установлено, что Гнитеев по заданию представителей иностранных спецслужб осуществлял сбор и передачу сведений, в том числе составляющих государственную тайну, об отечественных разработках в области ракетостроения», – говорится в сообщении УФСБ.
О каком именно оружии идет речь, официально не сообщается. Однако источник «Интерфакса» ранее сообщил, что речь идет о передаче секретных сведений, касающихся системы управления новейшей морской стратегической ракетой «Булава».
Источник подчеркнул, что, по оценке следователей, им удалось собрать достаточный объем доказательств, подтверждающих вину сотрудника научно-производственного центра, который занимается, в частности, разработкой систем управления стратегических ракет. «О значимости дела свидетельствует тот факт, что его курирует Генпрокуратура России», – подчеркнул он.
Как отметил в интервью газете ВЗГЛЯД бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин, если Гнитеев действительно передавал иностранной разведке данные о системе управления «Булавой», то «это серьезное дело». «Западные спецслужбы могло интересовать многое в системе управления ракетой «Булава». В частности, как реализуется процесс маневрирования боеголовок на траектории полета, потому что у американцев ни на ракетах Trident-2, ни на Minuteman-3 такой алгоритм не реализован», – отметил он. «Сказать, что человек передал, раз нет информации, естественно, я не могу, но принципиально западные спецслужбы должно было интересовать именно это», – заметил эксперт.
По словам офицера, если бы американцы завладели сведениями о системе управления «Булавой», это позволило бы им «заложить соответствующие алгоритмы в свои противоракетные системы, системы обнаружения, которые ведут расчет траектории и т. д. С одной стороны, это могло бы повысить эффективность их противоракетной обороны, а с другой – позволить реализовать у себя такой же алгоритм».
«Если бы можно было, они бы давно сделали, но пока не сделали – это определенное ноу-хау фирмы Соломонова (Юрий Соломонов – генеральный конструктор Московского института теплотехники), то, что другие пока сделать не смогли. Думаю, что они работают над этим вопросом, но если бы они получили эту технологию, они бы существенно продвинулись», – добавил Есин.
По его мнению, в случае реализации худшего сценария – если в руки иностранных спецслужб попадет информация о системе управления ракетой – «придется менять подходы и усложнять наши разработки, которые позволили бы заложить новые алгоритмы, а это надо проводить новые серии испытаний и тратить на это годы».
«Ракетный комплекс «Булава» составит основу наших стратегических ядерных сил на 30–40 лет вперед, поэтому любая спецслужба заинтересована в получении доступа к любой, подчеркиваю, к любой информации по этому проекту», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД председатель общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Известно, что при проектировании и создании ракеты «Булава» задействовано порядка 650 предприятий промышленности, при этом, безусловно, разработчик системы управления является ключевым, учитывая, что система управления – это «мозги» баллистической ракеты с момента старта до момента разведения боевых блоков и поражения целей.
Каждый участник операций по «Булаве» обладает определенным набором знаний и информации не только о том участке, которым занимается то или иное предприятие, но и о предприятиях-смежниках», – добавил он.
Эксперт обратил внимание на то, что утечка любой фактуры, связанной с разработкой и серийным производством «Булавы», представляет большую угрозу для национальной безопасности. «Думаю, что речь должна идти, скорее всего, либо об агенте ЦРУ, либо Ми-6, потому что полномасштабную разведывательную деятельность по России осуществляют именно США и Великобритания. И являясь ядерными державами, они заинтересованы в доступе к любым данным по ракете «Булава», – предположил он.
Думаю, что речь должна идти, скорее всего, либо об агенте ЦРУ, либо Ми-6
«Очевидно, в данном случае речь идет об агенте-инициативнике, то есть человеке, который в инициативном порядке предлагает свои услуги иностранной разведке, чтобы получить за это материальное вознаграждение. Есть яркий пример майора Игоря Дудника, офицера штаба Оренбургской ракетной армии, который собрал значительный объем совершенно секретной информации об армии, стартовых позициях, системе боевого управления и в инициативном порядке попытался передать сотрудникам посольской резидентуры ЦРУ в Москве. Но в результате грамотно проведенной оперативной комбинации Дудник был выведен не на американского разведчика, а на контрразведку. В результате был захвачен с поличным, изобличен, приговорен к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества и лишением воинского звания и воинских наград», – напомнил Коротченко.
«Как правило, контрразведывательное обеспечение как участников предприятия промышленности, которое выпускает баллистические ракеты, так и смежников осуществляется достаточно плотно, но предатель может всегда найтись. Полагаю, что надо ввести в качестве максимального наказания за шпионаж пожизненное заключение. Зачастую 20 лет – слишком мало за содеянное», – считает он.
Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (по классификации НАТО SS-NX-30) – новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Двигатели первой и второй ступеней – твердотопливные, третья ступень – жидкостная – для обеспечения необходимой скорости маневрирования на этапе разведения боевых блоков. Старт ракеты – наклонный, это позволяет АПЛ производить пуск ракеты в движении под водой.
Ракета может нести несколько гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять траекторию полета по высоте и курсу, и поражать цели в радиусе до 8 тыс. км. «Булава» должна составить основу перспективной группировки Стратегических ядерных сил России до 2040–2045 годов.
«Булава» разработана в Московском институте теплотехники. Максимальная дальность полета – 8 тыс. км, система управления – инерциальная, забрасываемый вес (полезная нагрузка) – 1150 кг, длина в пусковом контейнере – 12,1 м, длина без головной части – 11,5 м.
Носителями ракеты «Булава-30» являются модернизированная стратегическая подлодка «Дмитрий Донской» проекта 941 УМ «Акула» (по классификации НАТО «Тайфун»), а также АПЛ проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» и другие. Всего до 2015 года планируется построить восемь АПЛ этого типа.
Первые годы испытаний «Булавы» не были успешными. Из первых 13 испытательных пусков более половины завершились неудачами. В результате гендиректор Московского института теплотехники, разработчика морской твердотопливной ракеты «Булава», Юрий Соломонов был освобожден от должности, оставшись на посту генерального конструктора стратегических ракет наземного базирования. Серия последних испытаний «Булавы» в 2010–2011 годах завершилась успешно, в результате чего ракету рекомендовано принять на вооружение российского военного флота.