В вооруженных силах более 5 тыс. сержантских должностей, как ожидается, будет переведено снова в офицерские категории, сообщил в среду «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.
Дело дошло до того, что в бригадах российской армии в последние годы не могли поддерживать в боеготовности бронетанковую и автомобильную технику
«В Генштабе совместно с Главным управлением кадров Минобороны прорабатывается вопрос о переводе целого ряда сержантских должностей в категорию офицерских. На эти первичные командные должности прежде всего будут назначаться выпускники военно-учебных заведений, заканчивающие учебу в этом году, а также те молодые офицеры, которые сейчас служат в сержантских должностях. Общая численность сержантских должностей, которые будут переведены в офицерские, составляет более 5 тыс.», – сказал собеседник агентства.
По его словам, «фактически Генштаб признал ошибочным, хотя и не афиширует этого, перевод в 2009 году первичных офицерских должностей в звене «взвод-батальон», а также в силовых и технических службах видов и родов войск на должности сержантов».
«Дело дошло до того, что в бригадах российской армии в последние годы не могли поддерживать в боеготовности бронетанковую и автомобильную технику. Ведь на должностях техников рот, служб ГСМ находились не только сержанты-контрактники, но и сержанты срочной службы, которые не имели ни профильного технического образования, ни опыта работы с техникой», – отметил источник.
«Это лишнее подтверждение тому, что российское высшее военное руководство не имеет внятной стратегии развития вооруженных сил. И вообще, судя по всему, не вполне себе представляет, чем оно управляет», – заявил газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков.
«Я вам приведу примеры. В конце 2010 года мне пришлось комментировать абсолютно неприемлемую идею (военного руководства) о том, что ВС нужно укомплектовывать только контрактниками. Прошло три месяца, и в феврале следующего года господин Макаров (глава Генштаба Николай Макаров – прим. ВЗГЛЯД) уже заявлял о том, что России нужно переходить на чисто призывную армию. Это недопустимо, поскольку она должна быть смешанного типа. И, наконец, в сентябре 2011 года мы уже обсуждали новое заявление Макарова о переходе на чисто контрактную армию. Нельзя за один год трижды менять подход к комплектованию ВС!» – говорит эксперт.
«Сначала говорили о том, что нужно уволить тысячи офицеров. Через полгода, когда увольнение было успешно проведено, военное руководство заявило о том, что нужно вернуть на службу 70 тыс. офицеров. Не слишком ли большие ошибки?» – продолжает он
«Сначала нам говорят, что нужно строить авианосцы. Их закладывают в программу вооружений. Потом говорят, что они нам не нужны. В 2008–2009 годах нам говорят о том, что нужно развивать бронетанковые силы. Макаров тогда с восторгом говорит о танках Т-90. Потом говорят: они нам не нужны. Сначала нынешний президент в своей статье говорит, что вооруженные силы будут комплектоваться отечественной техникой; на Параде Победы идут машины «Рысь» производства итальянской фирмы IVECO», – говорит эксперт.
«Сначала сокращали офицерские должности, многих офицеров заставили перейти на сержантские должности или уволиться – сегодня эти сержантские должности делают офицерскими», – подчеркнул он.
«По-моему, таким людям не место в Министерстве обороны. Я полагаю, что такие метания являются государственным преступлением и людьми, которые это делают, должна заниматься Генеральная прокуратура», – подчеркнул он.
#{weapon}«Люди, которые занимаются этими вещами, не имеют не только внятной концепции развития вооруженных сил, они не имеют даже элементарного интеллекта», – заявил Сивков. По его мнению, в своих действиях военное начальство руководствуется принципами «давай попробуем, авось что-нибудь получится». При этом, считает эксперт, «Министерство обороны в силу недостаточной подготовки и интеллекта неспособно воспринимать все разумные советы, которые выдает экспертное сообщество».
Сивков считает, что России нужен сержантский корпус, при этом нужно четко определить его функции. Эксперт напомнил, что в Советском Союзе и позже в России действовал институт прапорщиков, который недавно был расформирован.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, с 1 декабря 2009 года в России начался эксперимент по подготовке профессиональных сержантов. Нынешние сержанты, которые, по замыслу авторов военной реформы, должны заменить корпус прапорщиков, готовятся не в течение полугода в учебных частях, как раньше, а по трехлетним программам в военных училищах.
Первый выпуск сделает Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии Маргелова, где будущие армейские «синие воротнички» учатся в настоящее время. Срок обучения курсантов на «сержантском» факультете составляет два года и десять месяцев. Первый выпуск сержантов-профессионалов состоится уже в 2012 году.
Сивков отметил, что даже при условии, что многие сержантские должности будут возвращены офицерам, выпускники этого факультета найдут себе применение в армии, где в настоящее время ощущается дефицит сержантов.
В марте этого года командующий Воздушно-десантными войсками (ВДВ) генерал-лейтенант Владимир Шаманов сообщил, что в российской армии в ближайшее время будет выстроена вертикаль сержантского корпуса, которая протянется от советника министра обороны до низовых звеньев сержантского состава. И если по старой системе высшая ступень в карьере сержанта – старшина роты, то в будущем младшие командиры смогут рассчитывать дослужиться до должности мастер-сержанта, которая будет одной на все вооруженные силы.
По его словам, в российской армии в рамках новой вертикали сержанты получат статус, аналогичный «синим воротничкам» в США.
«По существу, это менеджеры, которые будут находиться между офицерами и рядовым составом, способные принимать решения в масштабе подразделения и одиночных солдат», – пояснил командующий ВДВ.
Напомним, в советской, а затем и в российской армии сержантов либо готовили в течение полугода в специальных сержантских школах, отбор в которые осуществлялся еще на стадии призыва, либо погоны сержанта получал по представлению офицера солдат, который имел авторитет среди сослуживцев и склонность к военной службе.