В пятницу на заседании совета по вопросам развития студенческого самоуправления министр образования и науки России Андрей Фурсенко предложил российским студенческим лидерам подготовить новое положение о стипендиях.
«Надо не принимать дополнительные постановления, а попытаться пересмотреть существующее положение», – приводит его слова РИА «Новости».
Почему деньги направляются на покупку дорогих автомобилей, в то время как студенты не получают должных стипендий и зарплат?
Министр подчеркнул, что положение должны пересматривать не представители исполнительной власти или министерства, а органы студенческого самоуправления. Также он рекомендовал студенческим лидерам поработать над этим вопросом совместно с Российским союзом ректоров.
«Через две недели будет новая структура власти, и я так думаю, что независимо от того, какой она будет, вопросы студенчества не останутся в стороне», – заключил министр.
О том, как студенческое сообщество представляет идеальную систему начисления стипендий, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал председатель Российского студенческого совета (РСС) Артем Хромов.
ВЗГЛЯД: Артем, в каких изменениях нуждается существующая в России система начисления стипендий?
Артем Хромов: Сегодня существуют четыре вида стипендий (академическая, социальная, повышенная, президентская), порядок выдачи которых установлен, тогда как распределение стипендий как дополнительного финансирования тех учащихся, которые показывают особые успехи в учебе, спорте и общественной жизни, пока четко не прописано. Эти стипендии выплачиваются из специального фонда, который с 1 января 2012 года увеличился на 20%. Поэтому зачастую высшие учебные заведения распределяют эти стипендии по собственному усмотрению, и многие студенты недовольны такими принципами – уже неоднократно поступали такие жалобы от представителей студенчества.
Мы, безусловно, поддерживаем идею о том, что необходимо, с одной стороны, прописать критерии распределения дополнительных средств, а с другой стороны, необходимо дать все полномочия для контроля и распределения этих денег со стороны органов студенческого самоуправления.
ВЗГЛЯД: То есть сделать этот процесс независимым от государства?
А.Х.: Да, тогда конкретно человек, который является председателем студенческого органа, если он хоть копейку украл, то явно ему не избежать тумаков от своих сотоварищей по учебному заведению. И в этой связи это будет более прозрачно, более легитимно и более понятно. Именно в дискуссии будут рождаться те критерии, кому какие деньги и за какие успехи надо выдавать.
ВЗГЛЯД: А что с внебюджетниками? Какие формы поощрения могут существовать для них? Ведь зачастую на платном учатся не менее талантливые студенты, которые последние деньги отдают на учебу и при этом так же хорошо учатся, активно участвуют в спортивных мероприятиях и фестивалях.
А.Х.: Действительно, если человек учится на платном отделении, считается, что он финансово состоятелен и может сам оплачивать свое обучение, поэтому для таких студентов академические стипендии не предусмотрены. К этому можно по-разному относиться, но это факт. Поэтому если речь идет о распределении дополнительных средств из специального фонда, то мы считаем, что они могут идти в том числе на ребят и девушек, которые учатся на платном отделении. То есть если они действительно участвуют в спортивных мероприятиях, принимают активное участие в студенческой жизни, при этом отлично учатся, разрабатывают какие-то интересные научные проекты, участвуют в международных программах, то нам кажется, что таких людей, безусловно, надо поощрять.
ВЗГЛЯД: А как насчет дополнительных средств поощрения? То есть не только деньгами, но и различными поездками, потому что путевки, как правило, распределяются среди бюджетников?
А.Х.: Да, поощрять можно разными способами: непосредственно монетой в руку или давать возможность участвовать в семинарах и конференциях, можно давать возможность поехать куда-нибудь или пройти практику за рубежом. Но для того чтобы это решалось более объективно и чтобы шла более яркая дискуссия по этому вопросу, надо, еще раз подчеркну, чтобы к распределению подключалось студенческое самоуправление.
ВЗГЛЯД: Что вы думаете по поводу предложения Аркадия Дворковича отменить стипендии в пользу предоставления студентам возможности уже во время учебы зарабатывать деньги по специальности?
А.Х.: Дело в том, что позже он пояснил, что именно такую форму замены он не предлагал, а лишь констатировал, что существующую систему выплат стипендий надо корректировать. Что касается РСС, то мы категорически против отмены базовой стипендии, мы, наоборот, за ее повышение, в том числе, через критерий поощрения именно тех, кто показывает свои успехи в учебной и студенческой жизни.
ВЗГЛЯД: Предлагает ли студенческое самоуправление рассмотреть дополнительные способы поощрения студентов? Существуют ли какие-то успешные зарубежные наработки в этой сфере, которые могут быть взяты за основу?
А.Х.: Мне кажется, этот вопрос надо рассматривать не только с точки зрения государственного поощрения, но и присутствия частных структур в жизни вузов. Есть различные формы, которые очень хорошо развиты на Западе. С одной стороны, это гранты, которые даются на разработку различного рода проектов, в которых заинтересован бизнес. И молодые люди, которые занимаются этим, получают достойное финансовое обеспечение уже во время учебы.
Есть также возможность зарабатывать деньги через бизнес-инкубаторы, которые есть и в России, но пока развиваются медленно, очень бюрократичны и значительных прорывов здесь нет. То есть там, где ректор не заинтересован в их поддержке, они растворяются в небытие.
Есть также такие механизмы, как участие частных и государственных компаний в трудоустройстве, в оплате практики, в поддержке конкретных мероприятий при участии студентов. Эта практика постепенно прививается и у нас, но только в крупных технических учебных заведениях, к сожалению, это не всеобъемлюще, поэтому стоит подумать о предоставлении своего рода льгот корпорациям, компаниям и организациям, которые оказывают поддержку студентам.
ВЗГЛЯД: Будет ли РСС вносить свои предложения при формировании нового положения о стипендиях?
А.Х.: Уверен, что мимо нас это не пройдет – эхо нашего голоса отзовется на результатах этого процесса. Мы будем всеми возможными способами лоббировать интересы студентов. Разумеется, мы будем вносить предложения. Посмотрим, в какой мере к ним будут прислушиваться.
ВЗГЛЯД: А как часто прислушиваются?
А.Х.: Время от времени. Например, Госдума во втором чтении приняла поправки о студенческом самоуправлении к закону «Об образовании», правда, в несколько урезанном виде, где употребляется такая формулировка, как «совет учащихся» (это понятие шире, чем «студсовет», а значит, в такие организации могут входить аспиранты и адъюнкты, также советы могут создавать школьники – прим. ВЗГЛЯД). К сожалению, до конца закон еще не утвержден. Я так понимаю, что это сопровождается тем, что есть разные группы влияния. Будем стараться продавить все же этот закон. Так что посмотрим. По крайней мере, нам удается делать все возможное, чтобы не стало хуже.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете слова Фурсенко о том, что через две недели грядут перемены? Ваш прогноз – сохранит ли он пост министра образования или на его место придет новый человек?
А.Х.: Мне кажется, это далеко не секрет, что Андрей Александрович не будет будущим министром образования, он об этом открыто заявлял, но до сих пор неизвестно, кто будет будущим министром. Вот это вот для нас большой вопрос, и нам это очень интересно.
Но если говорить о том, какие первоочередные проблемы студенчества необходимо решать новому министру, то это, во-первых, принятие закона о студенческом самоуправлении. Это поможет развитию студенческого гражданского общества, которое сможет бороться с коррупцией в вузах, незаконным отчислением студентов, распилом бюджетных средств, а также даст возможность повысить качество образования. То есть студенты смогут непосредственно участвовать в обсуждении изменений образовательных программ вузов.
Вторая инициатива – это декларирование бюджетных вузов, потому что все мы знаем, как они распиливаются и как туда уходят денежные средства, нам непонятно, почему деньги направляются на покупку дорогих автомобилей и посадку морковок на грядках, в то время как студенты не получают должных стипендий и зарплат, общежития не строятся и не ремонтируются, а вузы не компьютеризированы.
И третье – это активная социальная работа со студентами, поскольку очень важно поддержать тех, кто имеет проблемы со здоровьем или в семье. Плюс многие студенты вынуждены идти на платное отделение и одновременно работать, а это значит, что они жертвуют качеством получаемого образования ради денег на саму учебу. Надо поддерживать таких людей, чтобы им не приходилось выбирать между злом и добром.