Омбудсмен Ленобласти Михаил Козьминых на днях помог местной жительнице защититься от угроз бывшего мужа, который требовал переоформить на него имущество. При этом все обращения за помощью в полицию ничего женщине не дали. И только омбудсмену совместно с прокуратурой удалось оперативно разобраться в ситуации и обеспечить безопасность заявительницы и ее семьи.
Нужен отдельный закон о новой структуре. Я считаю, что она должна обладать всеми полномочиями органов внутренних дел
Из этой истории следующий вывод: «Правоохранительные органы на местах зачастую не обращают внимания на жалобы граждан такого рода. Это понятно: штат сотрудников очень ограничен, и все силы брошены на те преступления, которые уже произошли. Я думаю, назрел вопрос создания муниципальной полиции, надо создавать ее из добровольцев, чтобы предотвращать преступления и правонарушения».
Отметим, что муниципальная милиция в России уже существовала, например, в 90-е годы. И позже к мысли о ее воссоздании неоднократно и независимо друг от друга приходили различные политические силы.
Скажем, в 2002 году замруководителя кремлевской администрации (нынешний вице-премьер) Дмитрий Козак заявил, что милиция в ее нынешнем виде прекратит существование, а вместо нее появятся федеральная полиция, муниципальная милиция, Национальная гвардия и Федеральная служба расследований. Уже тогда хотели за федералами оставить борьбу с преступностью, а муниципалитетам поручить охрану общественного порядка на улицах городов и поселков.
Потом похожая идея всплыла в июне 2011 года, в разгар реформы МВД. Уже тогда некоторые говорили, что от сокращения участковых в рамках закона «О полиции» пострадают многие жители села.
#{interviewsociety}И даже глава МВД Нургалиев заявлял, что создание муниципальной милиции в России возможно, но не в ближайшем будущем. Он пояснил, что «на современном этапе многие муниципальные и региональные власти с трудом обеспечивают финансирование милицейских подразделений». Кроме того, с созданием муниципальной милиции «необходимо выстраивать систему взаимодействия этих подразделений с органами дознания и следствия». Словом, одну бы, уже начатую реформу закончить.
Осенью 2011 года в Госдуму даже был внесен законопроект, предоставляющий органам местного самоуправления право создавать свою милицию. Правда, больше о нем ничего не сообщалось. А уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Михаил Козьминых сам дошел до той же идеи, ежедневно встречаясь с людьми и выслушивая их жалобы.
Газета ВЗГЛЯД попросила омбудсмена рассказать о том, какой ему видится новая «альтернативная» полиция.
ВЗГЛЯД: Михаил Юрьевич, чем предлагаемый вами орган правопорядка будет отличаться от обычной полиции, какие функции выполнять?
Михаил Козьминых: Эта идея родилась у меня еще полгода назад, когда мы проводили первый совместный прием населения вместе с главой ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. Глава муниципального образования Вырица тогда приехал к нам и рассказал, что ему не хватает участковых. В Вырице не в сезон проживает около 2–3 тысяч человек, а в сезон, с учетом дачников, – тысяч 200. И с этой ситуацией полиция не справляется. Такая же ситуация сейчас во многих местах области. Каждодневную работу с людьми должен вести совершенно понятный, известный всем человек. То бишь участковый уполномоченный. Но в штате ГУ МВД такие сотрудники сейчас или предусмотрены, но их мало, или они просто не предусмотрены на отдельных территориях.
Мое предложение сводится к следующему. В Ленинградской области 221 муниципальное образование, в которые входят по два-три поселка – в среднем по 3–4 тысячи человек. Есть два выхода, чтобы организовать там контроль за порядком. Первый – народная дружина, то есть когда общественники ходят вечером с повязками. Но я, например, уверен, что это не лучший выход, они – не профессионалы, общественников я бы не использовал в этом деле.
Михаил Козьминых считает, что общественники – не лучший вариант для «альтернативной» полиции (фото: ИТАР-ТАСС) |
И есть вариант создать новую структуру, такую муниципальную милицию – допустим, так ее можно назвать, которой муниципальный орган платил бы за работу. При этом в ней были бы не назначаемые ГУ МВД люди, которые, в общем, к данной территории имеют мало отношения и знают ситуацию поверхностно, а местные уважаемые люди. Как в старых техасских фильмах можно выбрать какого-то парня или двух парней, которые за счет муниципальных денег взяли бы на себя ответственность за организацию порядка в своем поселке.
ВЗГЛЯД: Кто-то вроде шерифа?
М.К.: Да, типа шерифа. Плюс такой – они хорошо всех знают. Для тех, кто живет в этих поселках, не секрет, кто пьет горькую, кто употребляет наркотики, кто их распространяет и т.д. По крайней мере, будет больше достоверной информации о том, где там какое зло. Да и внутрисемейные конфликты между мужем и женой, которые составляют львиную долю всех конфликтов, муниципальному полицейскому, которого все знают и ему доверяют, будет уладить легче.
Сейчас в Ленобласти развивается институт старост. Но это такой общественный орган. Хорошо, конечно, что есть общественный контроль, но все-таки люди должны свою работу выполнять за деньги и профессионально. В случае если мы будем выбирать «шерифа» или главного муниципального милиционера, то уже он дальше будет нанимать муниципальных служащих, допустим, трех-четырех, которые как раз и будут выполнять роль участковых милиционеров. Они не будут подчиняться ГУ МВД, а только главе муниципального образования, а глава муниципального образования сможет теперь следить за тем, что происходит на его территории, и своими силами наводить там порядок.
ВЗГЛЯД: Но по какому принципу местные жители будут выбирать людей для охраны своей безопасности?
М.К.: Глава этой муниципальной милиции, по идее, будет нанимать себе профессионалов. Может быть, отслуживших, или бывших милиционеров и т.д. Разумеется, будут брать не всех подряд.
ВЗГЛЯД: Вы считаете, там, где появится муниципальная полиция, обычные полицейские будут уже не нужны?
М.К.: Думаю, что нет. Наверное, нужны будут представительства Следственного комитета, который сможет более профессионально, чем они (муниципальные полицейские – прим. ВЗГЛЯД), расследовать какие-то уголовные дела. А вот все оперативные действия должна осуществлять муниципальная милиция, я думаю.
ВЗГЛЯД: Но пока такая структура никакими законами не регулируется. Непонятно, скажем, на каком основании они смогут носить оружие?
М.К.: У нас довольно много служб, которые не в структуре МВД, но носят оружие. Это судьи, судебные приставы и т.д. Но вы правы, безусловно, нужен новый отдельный закон о новой структуре. Я считаю, что она должна обладать всеми полномочиями органов внутренних дел за, может быть, малым исключением, расследованием определенных преступлений и т.д. Но они, наверное, вправе будут задерживать, применять оружие.
Сейчас мы будем излагать на бумаге то, как мы это видим. И недели через три-четыре в виде какой-то оформившейся инициативы выйдем на наше Законодательное собрание. А потом уже – на уполномоченного по правам человека в России (он уже может обсуждать инициативу на федеральном уровне – прим. ВЗГЛЯД).
ВЗГЛЯД: С Ленинградской областью понятно. А в других регионах участковых столь же остро не хватает?
М.К.: Думаю, да. Общее сокращение, которое прошло в ходе реформы, привело к тому, что такие и так бывшие дефицитными должности, как участковый уполномоченный, были сокращены. Не во всех, конечно, населенных пунктах, так говорить нельзя, но во многих. И люди, конечно, жалуются, что им некуда пойти, вызвать милицию – это целая процедура.
ВЗГЛЯД: Кто-то уже поддержал эту идею?
М.К.: Мы обсуждали ее с главой полиции Петербурга и Ленинградской области Сергеем Умновым. Идея была относительно поддержана. Но речь шла пока о создании группы помощников полицейских, то есть о народных дружинниках. Но, как я уже сказал, я не сторонник привлекать к этому общественников.
ВЗГЛЯД: Есть ли аналоги подобной службы в России? Чей опыт вы брали за основу?
М.К.: В России аналогов не знаю («Википедия» сообщает, что муниципальная милиция существует только в Ижевске – прим. ВЗГЛЯД). В мире да, есть. Канада, Америка. У них во многих маленьких городках есть нечто подобное.