В понедельник высокопоставленный источник РИА «Новости» в Минобороны сообщил, что одним из изменений, которые произойдут вслед за сменой руководства военного ведомства и Генштаба, будет возвращение погон на плечи военнослужащих в полевой форме. Нынешний вариант, внедренный в 2010 году: один погон на груди, другой на рукаве – себя, по мнению нового руководства министерства, не оправдал.
#{image=408680}«Решение пока не принято, но оно готовится и обязательно состоится. В настоящее время уже ведется обсуждение порядка замены нынешней полевой формы», – сказал источник.
Официально эта информация пока не подтверждена, но она уже вызвала энтузиазм отставных военных. «Перед новой командой встанет вопрос о возвращении прежней формы одежды, – высказал уверенность в интервью газете ВЗГЛЯД президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. – Потому что новая форма внешне симпатична, но в боевых условиях непрактична. Наверное, менять форму придется. Не только погоны, но и в целом. Форма не греет, она промокает. Солдаты пытаются где-то раздобыть старую форму и хотя бы на учения брать ее. Теперь налогоплательщики будут раскошеливаться на новую старую форму одежды».
«Сергей Шойгу не принимает таких скоропалительных решений, кроме первых необходимых. Все будет исследовано, изучено, он использует опыт введения новой формы в МЧС, что-то оттуда возьмет, что-то подскажут силовики. Решение будет разумное и необходимое», – добавил он.
«Я изначально был против, чтобы погоны были на груди, – заявил газете ВЗГЛЯД председатель комиссии Общественной палаты по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов полковник запаса Александр Каньшин. – Во-первых, традиция русской, советской армии подразумевала ношение погон на плечах. Было даже выражение «сорвать погоны с плеч». И потом, можно ли представить эполеты на груди? А во-вторых, погон на груди не видно, особенно со спины. И военному человеку, находящемуся на учениях, в окопе, на технике, попросту неудобно – погон цепляется, пачкается. Это нефункционально».
Военный эксперт Владислав Шурыгин дает более резкие оценки нынешней полевой форме. «То тряпье, которое сейчас называют полевой формой, дискредитирует армию, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – В большинстве армий вопрос ношения погон решали обычным образом. Есть специальные погоны на плечах, которые можно заправлять, отстегивать, есть вшивные погоны. Теперь есть вариант, что по крайней мере это будет не обезличенная форма, в которой непонятно, кто перед тобой. Или как у нас получилось, что у офицера погон оказался практически посреди живота».
Отметим, примерно такие же аргументы приводили инициаторы «снятия погон»: это удобнее, кроме того, снайпер не разглядит звезды на плечах при выборе цели.
Напомним, решение о создании новой военной формы было принято руководством Минобороны в 2007 году. В разработке участвовали Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности, модельные дома под руководством Валентина Юдашкина и Игоря Чапурина.
На создание образцов новой военной формы было потрачено 170 млн рублей. При этом 20 тыс. комплектов новой амуниции в 2009 году были переданы войскам на экспериментальную носку, в том числе в регионы с жарким климатом (республики Средней Азии и полигон Ашулук в Астраханской области), а также в регионы Северного Кавказа.
В марте 2010 года тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал указ о новой военной форме.#{weapon}
В армейское обмундирование входит 35 предметов одежды для солдат, 36 – для офицеров и 37 – для генералов. Стоимость его не уступает цене гражданской одежды соответствующего класса: обмундирование солдата или матроса оценивается в 26 тыс. рублей (против 11 тыс. за форму существующего образца), а полный комплект генеральского обмундирования «потянет» на 300 тыс. рублей – чуть меньше стоимости армейского варианта автомобиля УАЗ. Нынешняя генеральская форма гораздо дешевле – она стоит около 100 тыс. рублей.
При разработке новой формы было решено отказаться от традиционного расположения погон на полевой форме, но и от сапог и портянок, а для регионов с жарким климатом были предусмотрены военные шорты. «Если говорить о ткани, то она довольно комфортная в носке, однако очень странно видеть погон с металлическими звездочками точно над грудиной владельца, – такое первое впечатление высказывали те, кому довелось надеть новую форму. – Представьте себе, что будет, если офицер с этими звездочками упадет вперед? Он расцарапает себе грудь этими звездами. Кроме того, современная оптика, которую устанавливают на современных снайперских винтовках, позволяет увидеть звездочки с очень большого расстояния, так что они еще и отличная мишень для вражеского снайпера».
Вскоре после того как новая форма начала поступать в войска, разразился скандал, связанный с массовой заболеваемостью призывников. ЧП сразу связали с качеством зимней полевой формы.
Александр Каньшин отмечал по этому поводу, что проблема заключается в качестве материала, из которого сшита новая форма. «Дело в том, что, по имеющейся у нас информации, утеплители «холлофайбер», планировавшиеся и рекомендованные специалистами для использования в новой военной форме, в итоге при госзаказе были заменены на более дешевые материалы. Победивший в конкурсе изготовитель утеплителей одежды готовил несколько линеек одежды в зависимости от климатических зон. Предполагалось, что зимняя форма в Сочи и Якутске должна иметь все же разную утепленность. Не знаю, что там получилось в итоге, но, наверное, хотели как лучше – получилось как всегда. Сэкономили на расходных материалах, и результат налицо», – пояснил он.
Министр обороны Сердюков, отвечая на претензии к качеству формы, заявил, что не сомневается в ней. «Она вначале была испытана в спецназе ГРУ и военнослужащими 45-го отдельного разведывательного полка ВДВ», – заявил он.
По его словам, модельер Валентин Юдашкин практически не имеет отношения к этой форме, потому что его пригласили в качестве консультанта, но затем в большей степени форма была разработана специалистами Минобороны. Министр отметил, что новая форма рассчитана на различные регионы страны. «Форма легкая, практичная. У нее высокие эксплуатационные качества. Она на уровень выше прежней военной формы, начиная от ниток, молний, тканей, подкладок до утеплителей. Недаром она и дороже стоит», – сказал Сердюков.
Комментируя критику новой военной формы, Сердюков сказал: «Как все новое, это воспринимается достаточно сложно». «Это чьи-то инсинуации», – говорил бывший министр.