Главной общественной темой недели, безусловно, стал инцидент со стрельбой во время дагестанской свадьбы в центре Москвы, который осудили все земляки участников торжества.
Складывается впечатление, что выполняется заказ на создание в информационном поле постоянной напряженности вокруг жителей российского Кавказа
Вице-президент Московского культурного центра «Дагестан» Магомед Омаров в интервью газете ВЗГЛЯД заявил о том, что произошедшее – «вопиющий случай, и я с огромным сожалением наблюдаю реакцию жителей Москвы и других регионов страны».
Депутат Госдумы от Дагестана, зампред комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Рамазан Абдулатипов после происшествия сообщил, что предлагает в ближайшее время собрать авторитетных дагестанцев, в том числе лидеров молодежных объединений, чтобы обсудить в том числе инцидент со стрельбой на свадьбе в Москве.
Отреагировали на стрельбу и пользователи Сети. На Youtube в среду было выложено эмоциональное обращение молодого дагестанца, который обвинил многих своих земляков в безделье, забвении традиций и поведении, не красящем мужчин.
Заместитель начальника отдела искусств, художественного и музыкального образования Министерства культуры Республики Дагестан Шахрутдин Ибрагимов в интервью газете ВЗГЛЯД объяснил, каковы именно местные свадебные традиции и как можно наладить взаимопонимание между народами.
ВЗГЛЯД: Когда президент Дагестана Магомедсалам Магомедов говорит о том, что стрелявшие нарушили «Конституцию горца», что именно он имеет в виду? Неписаные правила? В чем именно они состоят? «Никаких традиций стрельбы у населения в горах во время свадеб никогда не было. Это происходит сейчас, но это не традиционный элемент дагестанской свадьбы», – заявил газете ВЗГЛЯД Магомед Омаров. Согласны ли вы с его точкой зрения?
Шахрутдин Ибрагимов: Говоря о «Конституции горца», Магомедсалам Магомедалиевич имеет в виду некий свод неписаных правил, которым обязан следовать каждый считающий себя горцем. В своей основе они базируются на так называемых адатах, иначе говоря, обычаях, тесно связаны с таким понятием, как «ях намус», которое, в свою очередь, вбирает в себя такие понятия, как честь, совесть, достоинство, долг. Все это регламентирует поведение горцев, например то, как он должен вести себя со старшими, с родственниками, с друзьями. Думаю, многие помнят о такой прекрасной традиции, как куначество. Став кунаком горца, человек может рассчитывать на помощь в любом деле, в том числе и смертельно опасном. И отказ в такой помощи был чреват для горца позором и изгнанием из общины.
Какое-то время назад Александр Хлопонин предлагал изложить на бумаге, если мне не изменяет память, «Кодекс молодого кавказца», который должен был базироваться именно на тех правилах, которые мы назвали «Конституция горца». Тогда я к этому отнесся с определенной долей скепсиса. Сейчас я понимаю, что смысл этого предложения куда более рационален, чем я думал ранее. С одной стороны, молодежи было бы на чем основываться в своем поведении, с другой – менталитет горцев перестал бы быть тайной за семью печатями, что зачастую служит причиной разного рода домыслов и оговоров.
Шахрутдин Ибрагимов (Фото: из личного архива) |
Говоря о том, что в традиции горской свадьбы никогда не было стрельбы, Магомед Омаров прав, если иметь в виду ту беспорядочную стрельбу, которая, по слухам, имела место в Москве и, к сожалению, имеет место на Кавказе. До революции и какой-то период после нее в горских обычаях выстрел (хочу заметить, один) зачастую ознаменовывал начало какого либо торжества – например, по случаю свадьбы или рождения сына. Кстати, именно такой эпизод хорошо описан в книге знаменитого дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара «Тучи покидают небо».
Резюмируя вышесказанное: беспорядочная стрельба, даже в минуты радости, не является исконным горским обычаем.
ВЗГЛЯД: Действительно ли стрелявших нужно порицать, как призывает Магомедсалам Магомедов, или они, что называется, «в своем праве»?
Ш. И.: Опять же соглашусь с главой республики. Если факт стрельбы на самом деле имел место, виновные должны быть преданы порицанию. Во-первых, за сам факт стрельбы, пусть даже и из травматического оружия. В жизни случается всякое, и траекторию пули предсказать невозможно. Во-вторых, за неправильную трактовку или незнание тех правил, о которых мы говорили выше. И, в конце концов, за то, что был дан повод к очередному обсуждению Дагестана и дагестанцев в негативном свете.
ВЗГЛЯД: Только порицанию? Не иному наказанию? Нужно ли наказывать, и как именно?
Ш. И.: Если вы имеете в виду наказание с точки зрения закона, то есть суд, который даст правовую оценку действиям, с соответствующим наказанием. Если же мы говорим о наказании со стороны общины, родственников и т. д., то я вас уверяю, что тот молодой человек, которого обвиняют в этих выстрелах, подвергся осуждению и со стороны родственников, и со стороны друзей, проклинает тот день, когда впервые взял этот травмат в руки, притом вне зависимости от того, производил он эти выстрелы на самом деле или нет. Было испорчено семейное торжество друга, все участники того происшествия выставлены в крайне неприглядном свете. В некотором смысле для него это «потеря лица». Теперь по горской традиции он должен быть отстранен от участия в жизни общины до тех пор, пока не докажет, что он исправил допущенную ошибку. Но про эту ошибку будут помнить очень долго.
ВЗГЛЯД: Насколько дагестанские свадебные традиции отличаются от традиций других народов Кавказа? Что именно их объединяет? Существуют ли какие-то элементы, по которым можно было бы понять, что вот перед нами – именно дагестанская свадьба?
Ш. И.: Во-первых, говоря о дагестанцах, нужно понимать, что понятие «дагестанец» является обобщающим названием народов, живущих в нашей республике. Не стану расписывать, какие именно это народы, в Сети информация об этом представлена в достаточно большом объеме. И у каждого из дагестанских народов есть определенные отличия в свадебных обычаях.
Кроме дагестанских, мне посчастливилось побывать на балкарской и осетинской свадьбах. Существенных различий я не усмотрел. Основные отличия, на которые я обратил внимание, это костюм невесты (у разных народов они сильно отличаются), музыка, которая играется, и блюда. Конечно, есть исключения из правил. Например, в знаменитом селе канатоходцев Цовкра свадьба часто сопровождается представлениями и состязаниями на канате. Поэтому определить, дагестанская это свадьба или нет, без хотя бы минимальных знаний о культуре народов Дагестана будет очень трудно.
ВЗГЛЯД: Меняются ли дагестанские традиции (в том числе и свадебные), насколько то, что произошло в Москве, – в новинку?
Ш. И.: Существенных изменений нет. В чем-то можно увидеть влияние исламских традиций, где-то заметны европейские элементы, но в целом все осталось таким же, каким было, во всяком случае, каким я помню это с детства. То, что произошло в Москве, опять же оговорюсь, если это действительно имело место, появилось относительно недавно. По моим воспоминаниям, лет 15 тому назад. Возвращаясь к основной теме, скажу, что это действительно можно считать новинкой, но не самой лучшей. Надеюсь, что она будет искоренена.
ВЗГЛЯД: 15 лет назад? С чем связано это появление, на ваш взгляд?
Ш. И.: Сказать однозначно трудно. Возможно, свой отпечаток наложили и события, происходившие на Северном Кавказе 15–20 лет назад, и то, что в тот период вся страна переживала глубокий ценностный кризис, когда от ценностей Советского Союза мы отошли, а замены им не было. Хотя некоторые мои знакомые считают, что тогда это было либо демонстрацией своей крутости, либо невоспитанностью. А сегодня некоторые молодые люди считают, что создание такого рода «шумовых эффектов» – дань традиции. Но это не так.
ВЗГЛЯД: Говорили, что стрельбу открыли из-за того, что машины обогнали свадебный кортеж, якобы это запрещают традиции. Так ли это? Наказывают ли как-то тех, кто обгоняет кортеж? И как быть в случаях, если все происходит в Москве, на Садовом кольце, где автомобилистам дела нет до того, кортеж это или не кортеж?
Ш. И.: Не знаю, что происходило в том конкретном случае, но мне кажется, это либо домыслы, либо неправильная оценка ситуации. Попробую объяснить правила движения кортежа. Во главе движется автомобиль с молодоженами, и ни одна машина кортежа не имеет права обгонять головную. На всех остальных участников движения это правило не распространяется. Более того, есть традиция, когда просто посторонний человек может перекрыть движения кортежа, а жених либо его друг должен дать откупные. И никто никогда этому не возмутится. О запрете на обгон я не слышал. Хотя у нас считается хорошим тоном пропускать свадебный кортеж.
ВЗГЛЯД: Правда ли, что в Дагестане и других республиках Кавказа люди ради свадьбы, чтобы не ударить в грязь лицом, залезают в страшные долги? Во сколько может обойтись свадьба? Есть ли предел количеству гостей, например?
#{interviewsociety}Ш. И.: Ну, это не совсем так. По дагестанской традиции наиболее пышную свадьбу играют старшему сыну, поскольку он наследник. Девичьи свадьбы намного скромнее. И расходы на торжество родители соотносят со своими доходами. Кроме того, приглашенные на свадьбу делают подарки деньгами. Опять же, в случае необходимости финансовую, да и любую другую помощь оказывают родственники. Поэтому по итогам выходит, что если родители и ушли в минус, то не очень большой. По поводу количества гостей, опять же, родители брачующихся исходят из своих возможностей. Хотя если кто-либо придет незваным, его выгонять не будут. Незваный гость все равно гость. А гость на Кавказе – это святое.
ВЗГЛЯД: Можно ли говорить о том, что благодаря стрельбе и всей этой истории имидж Дагестана как региона России и дагестанцев как народа оказался подпорчен, или, когда информационная волна схлынет, все войдет в обычное русло?
Ш. И.: Подпорчен ли имидж? Я думаю, что нет. Люди думающие, адекватные понимают, что цель информационной волны по этому поводу – не дать жителям центральной части России забыть о тех ярлыках, которые сами же СМИ на дагестанцев и навешали. Дагестан живет обычной жизнью, если не считать действий экстремистов. Дети учатся, взрослые работают, занимаются наукой, творчеством, в театрах дают спектакли, в концертных залах – концерты. Например, в будущем году пройдет очередной международный фестиваль русских театров. Но ни о чем таком информации нет. Только на двух каналах: «Россия» и НТВ – я видел материалы, не входящие в тему «убили-взорвали». Разве такой подход с точки зрения профессионализма правильный?
Я по образованию журналист, хотя работаю в другой сфере, но, к сожалению, в освещении ситуации представителями некоторых СМИ, в том числе и федеральных, я усматриваю действия, которые можно назвать нарушением профессиональной этики. Если проследить информацию, выданную Lifenews и РИА «Новости», то можно подумать, что ехал не свадебный кортеж, а бронепоезд, утыканный оружием. Избирательность новостей, связанных с выходцами с Кавказа, зачастую и становится причиной таких событий, как, скажем, Манежка.
Таким образом, эти СМИ дают повод подозревать их в ангажированности, в услужении тем, кому такая напряженность в обществе приносит выгоды. Бытовое преступление, каких в стране за сутки происходит достаточно много, на страницах и в эфирах некоторых СМИ приобретает национальный или даже националистический окрас. Более того, они становятся поводом для оскорбительных и даже экстремистских комментариев части интернет-пользователей и высказываний со стороны отдельных политиков и общественных деятелей. Складывается впечатление, что выполняется заказ на создание в информационном поле постоянной напряженности вокруг жителей российского Кавказа. Я надеюсь, что эта и другие ситуации станут поводом для предметного разбора и соответствующих выводов.
ВЗГЛЯД: Вообще, судя по всему, существует между разными народами глобальное непонимание чужих традиций. То есть то, что кажется на Кавказе важным, в Москве представляется совершенно факультативным. Как можно изменить этот положение дел, создать некий общий «фонд традиций», обязательный хотя бы к прочтению?
Ш. И.: Абсолютное непонимание. К сожалению, современная система образования с ее воспитанием квалифицированного потребителя (так, кажется, бывший глава Минобрнауки Андрей Фурсенко обозначил цель образования) не дает возможность воспитывать детей как граждан страны. Вспомните фильм «Свинарка и пастух». Как мне кажется, этот фильм – образец того, какой должна быть дружба народов. Я застал в своей жизни и советскую систему образования и наблюдаю нынешнюю. Никто меня не переубедит, что в Советском Союзе образование и культура не были направлены на воспитание личности – не просто жителей страны, а граждан, интернациональное воспитание было обязательной составляющей культурной и социальной жизни вообще.
При этом, в отличие от штампов либеральной пропаганды, национально-культурная идентичность народов гармонично сохранялась и развивалась в процессе развития общегражданской идентичности. В Советском Союзе было главное: объединяющие всех идеи социальной справедливости и дружбы народов. Мы были нацией советских людей, а не «совками», над «национальным» было «общегражданское». И поверьте, гордиться было чем. Меня крайне удивили слова премьера, высказанные им здесь, в Махачкале, о том, что нынешнюю молодежь, оказывается, не воспитал Советский Союз. Хотя нынешнее поколение воспитывалось уже в условиях так называемой «Новой России».
Путь к нормальным межнациональным отношениям лежит через решение социальных проблем: во-первых, возможность нормально трудиться и честно заработать на своей родине, во-вторых, справедливость государства по отношению к своим гражданам. И обязательно в такой многонациональной стране, как Россия, воспитывать в людях ценность нравственных принципов, которые практически совпадают в культурах всех народов.
Это необходимо в образовательном процессе, в СМИ, в приоритетах культурной жизни. Фонд традиций – это очень интересная тема. И работы в этой сфере, как говорится, непочатый край. Возник вопрос, открыл интернет-ресурс, прочитал – и сразу ясно, традиционно это или нет. Даже те, кто недолюбливает выходцев с Кавказа, отмечают их сплоченность. Это тоже показатель. В дагестанских школах есть предмет «Культура и традиции народов Дагестана», где описываются уклады жизни всех народов, живущих здесь, в том числе и русских. Можно было бы на общероссийском уровне ввести в школах аналогичный предмет. Культура и традиции народов России.