Бывший советник премьер-министра Великобритании Тони Блэра Джонатан Пауэлл признал, что сотрудники секретных служб использовали специальное оборудование, замаскированное под камень, для шпионажа против России 6 лет назад, сообщает в четверг BBC.
Думаю, чем меньше будет об этом говориться, тем лучше
«Очевидно, они знали об этом уже некоторое время и просто держали это до политически выгодного момента», – сказал Пауэлл в интервью для одного из документальных фильмов британского телевидения.
Слова Пауэлла стали первым признанием того, что история со «шпионским камнем», прогремевшая на весь мир в январе 2006 года, была провалившейся операцией британских спецслужб и успехом контрразведчиков из ФСБ.
«Они нас поймали», – заявил Пауэлл, рассказывая о шпионском скандале шестилетней давности. При этом он отметил, что российские спецслужбы своим успехом поставили британских коллег в неловкое положение.
Напомним, история с искусственным камнем, в который были вмонтированы вluetooth-передатчик, батарея и запоминающее устройство, получила огласку в конце января 2006 года, когда телеканал «Россия» показал кадры оперативной съемки ФСБ.
«В конце прошлого года сотрудникам ФСБ России удалось выловить группу британских шпионов, работающих под прикрытием посольства своей страны», – сообщили авторы передачи.
В сборе секретных данных были обвинены помощник официального представителя британской разведки в России Пол Кронтон, второй секретарь посольства Великобритании в Москве Марк Доу, а также секретари-архивисты британского посольства Эндрю Флеминг и Кристофер Пирт, которых оперативник ФСБ охарактеризовал как «разведчиков-агентуристов».
По данным российских правоохранителей, схема действия прибора была очень простой – в определенное время появлялся человек, завербованный британской разведкой в России, в руках он держал обычный персональный компьютер-наладонник, который по каналу беспроводной связи передавал сведения на носитель информации, спрятанный в «камне».
Через несколько дней мимо камня проходил британский разведчик, работающий под прикрытием посольства, и в свою очередь тоже считывал информацию с помощью карманного персонального компьютера. Передача информации проходила за очень короткий период времени – одну-две секунды – и с расстояния 20 метров. Засечь передачу практически невозможно, однако контрразведчикам это удалось.
Британская сторона все обвинения отрицала, выразив по дипломатическим каналам «беспокойство и удивление» случившимся. Премьер этой страны Тони Блэр и вовсе призвал журналистов забыть об этой теме.
«Боюсь, что от меня вы получите только заезженное «мы никогда не комментируем вопросы, связанные с безопасностью». Кроме тех случаев, когда мы хотим это сделать. Думаю, чем меньше будет об этом говориться, тем лучше», – заявил тогда глава британского правительства.
Скандал со «шпионским камнем» не прошел бесследно для российских неправительственных организаций. Полученные ФСБ данные свидетельствовали о том, что многие из них финансируются из-за рубежа, являясь проводником интересов стран Запада.
В частности, были получены свидетельства о передаче британских денег «Московской Хельсинской группе», возглавляемой известной правозащитницей Людмилой Алексеевой, а также фонду «Евразия».
Людмила Алексеева попыталась назвать данные о финансировании ее организации из-за рубежа клеветой и даже обратилась с соответствующим заявлением в суд, однако проиграла дела. Полученные контрразведчиками данные прямо свидетельствовали, что деньги западных государств «Московская хельсинская группа» все же получала.
История со «шпионским камнем» закончилась тем, что в России был принят закон, четко регулирующий деятельность неправительственных организаций. Одно из положений закона запрещает НПО получать деньги от правительств иностранных государств.
Владимир Путин, занимавший в то время пост президента России, объяснял новый закон стремлением ограничить вмешательство иностранных государств во внутренние дела России.