Качество в ущерб количеству
С сокращением числа призывников Минобороны не сможет достичь заявленной численности армии в 1 миллион. Уже сейчас не хватает 100–150 тысяч
Осенний призыв 2011 года в российскую армию планируется сократить почти в два раза, заявил в пятницу замначальника Генштаба, начальник главного организационно-мобилизационного управления генерал-полковник Василий Смирнов.
«В октябре–декабре 2011 года на военную службу будут призваны и направлены в войска 135 тысяч 850 граждан. Данное количество обеспечивает в необходимом объеме потребность Вооруженных Сил», – приводит его слова РИА «Новости». При этом он сообщил, что в ходе весеннего призыва с 1 апреля по 15 июля 2011 года на военную службу были призваны 218,7 тыс. человек – примерно на 60 тыс. меньше, чем осенью 2010 года.
Напомним, в декабре 2008 года президент Медведев подписал указ № 1878сс, который устанавливает численность военнослужащих в частях Минобороны на уровне 1 млн человек. Эта цифра подразумевает количество штатных должностей, часть из которых может быть вакантна. После того, как указ вступил в силу, со службы были уволены порядка 200 тыс. человек – все прапорщики и часть офицеров.
Между тем военный эксперт Владислав Шурыгин считает, что «с сокращением числа призывников Минобороны не сможет достичь заявленной численности армии в 1 миллион. Уже сейчас до этого числа не хватает 100–150 тысяч военнослужащих», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Уменьшение общего количества призывников в Генштабе объясняют решением Минобороны повысить «качество» призывного контингента. Так, по состоянию на июль этого года высшее образование имел лишь каждый пятый военнослужащий срочной службы.
#{smallinfographicleft=526388}Однако Владислав Шурыгин полагает, что обнародованное сокращение количества призывников – ничто иное, как пиар Минобороны: «Никакого желания реально сокращать призыв у Министерства обороны нет, – убежден он. – Сейчас призываются юноши 1993–1994 годов рождения. Это те самые тяжелые годы, когда детей в стране рождалось немного. Поэтому весь призывной контингент этих лет чрезвычайно узок».
По оценке Шурыгина, реально призвать на службу осенью этого года Минобороны сможет как раз не более 140 тыс. человек. «Из 450–500 тыс. юношей призывного возраста около 200 тыс. – уклонисты, 70–80 тыс. – те, кто не идут в армию по состоянию здоровья. При этом есть еще судимые, наркоманы и группы риска – таких 40–50 тыс.», – поясняет свою точку зрения эксперт.
Заявление же Минобороны о желании повысить «качество» призывного контингента Шурыгин оценивает скептически. «Планы по призыву на места спущены очень жесткие. Думаю, военкоматы будут грести всех подряд, кого только можно. А все, что говорится, – это пиар», – заключил Владислав Шурыгин.
Что касается комплектации частей, то здесь, по мнению эксперта, российское военное ведомство испытывает серьезные проблемы, в том числе из-за принятого два года назад решения о сокращении числа контрактников и офицеров: «На сегодня укомплектованность бригад Сухопутных войск, ради которой и затевалась военная реформа (их обещали держать в 100-процентной готовности), составляет 75–85%. Тех, которые укомплектованы на 100%, можно пересчитать по пальцам», – напомнил он и добавил, что Минобороны уже сейчас рассматривает возможность увеличения числа контрактников в войсках, так как «ошибочность решения двухгодичной давности об их сокращении сегодня очевидна».
«В настоящее время в армии насчитывается 15–18% профессиональных военных. И все прошедшие недавно учения показали, что она далека от заявленных военной реформой стандартов», – говорит Шурыгин.
При этом эксперт прогнозирует, что укомплектованность частей личным составом в ближайшие годы будет падать, причем эти цифры, по его мнению, будут скрываться. Шурыгин считает, что чиновникам Минобороны придется «втихую» доводить численность соединений до штатной за счет повторного найма контрактников, число которых при министре обороны Сергее Иванове достигало 40% общей численности Вооруженных Сил и должно было достигнуть 60–65% к 2008 году.
Чеченский призыв
Василий Смирнов также рассказал, что с 1 октября 2011 года Россия начинает набор призывников на территории Чеченской республики.
Напомним, набор солдат-срочников в Чечне прерывался в 1990-е годы. После этого он был возобновлен в 2000–2005 годах, но затем его снова отменили. Новое решение об открытии призывных комиссий на территории региона ставит республику в один ряд с другими субъектами РФ.
Начало призыва на территории Чечни Шурыгин объясняет как раз желанием Минобороны компенсировать недостаток солдат-срочников. Другим мотивом такого решения военного ведомства, по мнению Шурыгина, является позиция руководства республики, которое уже выражало недовольство тем, что чеченскую молодежь не призывают в армию. При этом эксперт не сомневается, что в частях начнутся столкновения на национальной почве. «Заряженные ощущением победы, вседозволенности и культа силы чеченцы будут вести себя на другом уровне агрессивности, и это станет большой головной болью», – полагает он.
Отстающие и уклонисты
По словам Василия Смирнова, весенний призыв 2011 года проходил планово. Он назвал регионы, показавшие лучшие результаты в наборе солдат срочной службы. Ими стали республики Башкортостан, Татарстан, Камчатский, Красноярский и Ставропольский край, а также Амурская, Белгородская, Воронежская, Магаданская, Московская и Орловская области. Смирнов положительно оценил работу военкоматов Еврейской автономной области и Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
В то же время, по данным Генштаба, в худшую сторону показатели осеннего призыва изменились в республике Алтай, Иркутской и Новосибирской областях.
ИТАР-ТАСС сообщает, что количество уклонистов от службы в армии весной 2011 года составило 7 тысяч 271 человек. При этом на учет в российские военкоматы не встали более 203 тысяч граждан призывного возраста.
«В соответствии с российским законодательством к таким отлынивающим от военной службы применяются административные и уголовные меры ответственности», – сообщил представитель Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Александр Никитин. По его словам, уклонистов ищет полиция: правоохранительные органы возбудили в этом году свыше 19 тыс. дел по привлечению молодых людей к административной ответственности и свыше 300 – по уголовной. 150 человек уже осуждены.