Конституционный суд (КС) России в четверг провозгласил постановление, по которому признал не соответствующими главному закону страны нормы Уголовно-процессуального кодекса (УПК), позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников, настаивающих на реабилитации умерших, передает «Интерфакс».
Речь идет о новой процедуре рассмотрения дела в Конституционном суде, которая применяется совсем недавно
Проверку на конституционность не прошли некоторые статьи УПК, которые касались запрета для близких родственников на право возражать против прекращения дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, а также требовать завершения расследования и направления дела в суд для реабилитации умершего.
Более того, выяснилось, что существовавшие до сих пор нормы не предусматривали участия близких родственников в судебном заседании и учета их мнения о возможности прекращения дела.
Напомним, жалобу в Конституционный суд подавали отец погибшей в резонансном ДТП на Ленинском проспекте Ольги Александриной Сергей Александрин и еще один заявитель Юрий Ващенко. Их заявление было принято к рассмотрению 25 апреля этого года. Проверке на конституционность подлежали положения п. 4 ч.1 ст. 24, ч. 7 ст. 49 и п. 1 ст. 254 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
«Правоприменительные решения, принятые в отношении граждан Александриной Ольги Сергеевны и Ващенко Евгения Юрьевича, а также решения по делам заявителей Александрина Сергея Ивановича и Ващенко Юрия Федоровича подлежат пересмотру в установленном порядке», – говорится в заключении КС, опубликованном на его сайте.
Адвокат Игорь Трунов, который в этом деле представлял сторону семьи Александриных, подчеркнул тогда, что принятие жалобы может стать прецедентом. «Дело принято к производству, оно касается всех тех, кого признали виновным посмертно», – заявил адвокат. Он также выразил надежду на то, что в будущем появится судебная инстанция для пересмотра дел, прекращенных из-за смерти участников дела. По его мнению, такая инстанция могла бы рассматривать дела, возбужденные в связи с авиакатастрофами.
Это дело КС рассматривал без проведения слушания в соответствии со статьей 47.1 федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ». «Речь идет о новой процедуре рассмотрения дела в Конституционном суде, которая применяется совсем недавно. Она предполагает рассмотрение без слушания в том случае, если перед судом не стоит задачи сформировать какую-то новую правовую позицию, а предполагается лишь применить те позиции, которые уже были высказаны судом ранее. И применяется она сейчас не потому, что это какое-то уникальное дело. Как раз наоборот. Речь идет об упрощенном порядке. Дело рассматривается как рядовое, которое не требует сложного производства и отдельного публичного рассмотрения», – объяснял газете ВЗГЛЯД эксперт КС РФ, доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Белов.
#{smallinfographicleft=380884}Напомним, ДТП на Ленинском проспекте произошло 25 февраля 2010 года около 8.00. После столкновения с Merсedes S500, перевозившим вице-президента НК «ЛУКОЙЛ» по вопросам корпоративной безопасности Анатолия Баркова, погибла 36-летняя Ольга Александрина, сидевшая за рулем Citroеn C3. Пассажирка малолитражки – 72-летняя профессор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. ак. Кулакова Вера Сидельникова – скончалась в больнице несколькими часами позже. Анатолий Барков также был госпитализирован.
В августе прошлого года скоропостижно скончался и вдовец Ольги Александриной.
В ГИБДД еще до начала расследования вину склонны были возложить на погибшую. Как рассказывали в ведомстве газете ВЗГЛЯД, Citroеn «по не известной пока причине выехал на встречную полосу». В то же время в блогах появлялись свидетельства очевидцев, говоривших об обратном, а также снимки с места происшествия. Дело вызвало большой резонанс. Президент России Дмитрий Медведев поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву разобраться и доложить обо всех обстоятельствах трагедии. Позднее руководство столичной Госавтоинспекции даже наложило дисциплинарное взыскание на офицера ДПС, сделавшего сразу после трагедии заявление о виновности в ДТП погибшей женщины.
Однако по мере того как истекали отведенные на расследование полгода, неофициальные источники несколько раз сообщали, что дело будет закрыто, а виновной будет признана погибшая Ольга Александрина. Так оно в итоге и случилось.
Глава столичного ГУВД Владимир Колокольцев обнародовал в сентябре официальную версию: причиной ДТП стал занос автомобиля Citroen: «В условиях той дорожной ситуации автомобиль Citroen превысил скорость и попытался перестроиться с крайнего левого ряда в правый ряд, где находился другой автомобиль... Водитель Citroen вывернул руль, его стало заносить, он выехал на встречную полосу, и произошло лобовое столкновение. Вот конечный результат всей этой эпопеи», – резюмировал генерал.
«В действиях водителя «Ситроен С3» содержатся признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, но в связи с тем, что в результате ДТП она скончалась, настоящее уголовное дело подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ», – говорилось в последовавшем за этим заявлением заключении ГУВД. Однако родственники погибших продолжили настаивать на том, что следствие было проведено некачественно и необъективно. В сентябре стало известно, что Генпрокуратура начала проверку по факту прекращения дела.