Заместитель министра внутренних дел РФ Сергей Герасимов, возглавляющий центральную аттестационную комиссию МВД, заявил в среду, что «социальная адаптация высвобождаемых сотрудников является одним из важнейших вопросов, требующих решения».
#{smallinfographicright=368883}«Каждый сотрудник должен быть уверен в том, что делается все возможное для обеспечения его социальной защиты, и чувствовать реальное содействие в его профессиональной переподготовке и трудоустройстве. В МВД России разработан целый комплекс мер, направленных на решение этих задач, создана структура, необходимая для их реализации», – приводит слова Герасимова пресс-центр МВД.
По словам замминистра, в ведомстве формируется база данных обо всех увольняемых сотрудниках. «В индивидуальном порядке оценивается потребность в оказании помощи каждому из них», – сказал он.
«Организовано функционирование консультационно-методического центра, работающего в режиме горячей линии. На местах образовано более 2000 комиссий по социальной адаптации сотрудников, не прошедших внеочередную аттестацию. Трудоустроено около 2500 человек из числа обратившихся за содействием», – заявил Герасимов.
Отметим, в настоящее время переаттестация проводится в центральном аппарате ведомства и для высших офицеров МВД, число тех, кто ее не прошел, пока не может исчисляться тысячами. В пресс-центре МВД газете ВЗГЛЯД уточнили, что трудоустроенные 2500 человек – это все, кто был уволен из милиции за последнее время, в том числе по сокращению, в связи с выходом на пенсию и т. д.
«Трудоустроили 2500 человек, а уволили около 100 тыс. человек, и еще предполагается уволить столько же, – сказал газете ВЗГЛЯД председатель профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин. – Получается, 2,5% трудоустроены. А куда остальные делись?»
«Люди, которых сократили, очень сильно озлоблены», – добавил он. «Особенно если сократили незаконно, а таких случаев очень много. По нашим данным, суды сейчас получили команду не восстанавливать сокращенных сотрудников, даже если их сократили неправильно. Мы столкнулись с тем, что судьи, которые ранее в аналогичных обстоятельствах восстанавливали, теперь отказывают», – сказал он.
По словам Пашкина, сейчас работодатели воспринимают людей, недавно уволившихся из милиции, как заведомо коррупционеров, трудоустройство для многих вчерашних сотрудников правоохранительных становится серьезным испытанием. При этом в Москве, отметил он, ведомственная служба по трудоустройству милиционеров существует больше для проформы. «Она работает два раза в неделю с 11 до 15 часов в одном кабинете. Там сидит офицер, который предлагает тем, кто обращается, то же самое, что им предложили бы в обычной службе занятости. Занимается этим один сотрудник, и хорошо, если к нему попадут на прием несколько человек в день. А в Москве должны сократить 6 тыс. человек», – рассказал председатель профсоюза.
Напомним, по результатам аттестации, которая сейчас проходит в системе МВД, одни сотрудники должны получить специальные звания полиции и продолжить работу на той или иной должности, а другие будут уволены. Пока эта процедура проводится в центральном аппарате ведомства, периодически сообщается об увольнении или отстранении от должностей групп старших и высших офицеров министерства.
«Они освобождаются от должности указом президента Российской Федерации, – пояснили газете ВЗГЛЯД в пресс-центре МВД. – Но там могут быть различные варианты: они могут быть переназначены на другие должности; им могут предложить нижестоящую должность в связи с тем, что должностей сейчас меньше, – например, генерал-майор, если он соглашается, может занять полковничью должность; есть те, кто будут увольняться или будут уволены, – кто-то по выслуге лет, кто-то по каким-то другим основаниям».
Представитель ведомства отметил, что переаттестация выявляет соответствие сотрудника конкретной должности, которую он занимает либо на которую он претендует. «В соответствии с законом, лица, не прошедшие процедуру переаттестации, либо могут быть назначены на нижестоящие должности в случае их согласия, либо они подлежат увольнению из органов внутренних дел», – сказал он.
Председатель профсоюза напомнил, что высшие офицеры, как правило, проблем с трудоустройством после службы не испытывают: бывший начальник УВД по Южному административному округу Москвы Виктор Агеев, подчиненный которого Денис Евсюков расстрелял людей в магазине, работает вице-президентом Независимого строительного банка (НС Банк), экс-начальник столичного ГУВД Владимир Пронин, уволенный после того расстрела, сейчас вице-президент госкорпорации «Олимпстрой» и курирует вопросы эксплуатации олимпийских объектов, уволенный президентом за разгул криминала экс-начальник ГУВД по Краснодарскому краю Сергей Кучерук «тоже устроился в банк». «Генералы найдут себе денежные места, – уверен он. – А рядовые сотрудники – вряд ли».
В начале марта руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин, который возглавил специальную комиссию по аттестации высшего начальствующего состава, сообщил журналистам, что переаттестацию прошли первые 170 руководителей МВД РФ, однако кандидатуры некоторых из них были отклонены. Однако тогда фамилии тех, кто не прошел переаттестацию, не назывались.
В отборочную комиссию входят 13 человек, которые решают прямым открытым голосованием, достоин ли проходящий переаттестацию права продолжать службу. Если голоса разделяются поровну, все решает председатель комиссии, то есть сам Нарышкин. При этом аттестуемый на финальное заседание не приглашается.
По мнению экспертов, процедура аттестации оказалась для милицейских начальников сложнее, чем они ожидали. «Генералы забегали, поняв, что они вынуждены нести ответственность за уровень преступности, за «крышевание» бизнеса, за коррупцию своих подчиненных и свою собственную, – рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Елена Лукьянова. – Они же до вчерашнего дня не верили – думали, просто так аттестацию пройдут. И сейчас бегают и пытаются заплатить деньги, чтобы ее пройти».
В соответствии с перечнем высших должностей новой полиции, который утвердил в феврале президент, в системе МВД будет должно остаться не более 340 генералов. Ранее их число превышало 600.