Общественная палата раскритиковала проект поправок к закону «О СМИ», предложенный депутатом Валерием Комиссаровым и принятый Госдумой в первом чтении 22 февраля. Рабочая группа Общественной палаты, в которую вошли, в частности, глава комиссии палаты по СМИ Павел Гусев и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, заявила о намерении подготовить собственные поправки.
Нужен отдельный закон об основах правового регулирования деятельности в Интернете
О том, какие поправки необходимо внести в законопроект, Михаил Федотов рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Михаил Александрович, какие недоработки содержит, по вашему мнению, этот документ?
Михаил Федотов: Законопроект составлен по принципу «в мутной воде проще ловить рыбу» и «в мутной воде черти водятся». Он изобилует недостатками. Я, конечно же, не считаю, что законопроект какой-то злонамеренный, злокозненный, а его авторы преследовали цель ущемить работу СМИ и свободу слова. Они, что называется, целились в одну сторону, а попали в другую.
Во-первых, недоработка состоит в том, что законопроект противоречит Европейской конвенции по трансграничному телевидению (соглашение, целью которого является содействие в отношении ее участников, трансграничной трансляции и ретрансляции телевизионных программ – прим. ВЗГЛЯД). Во-вторых, законопроект усложняет жизнь вещателей по чисто бюрократическим соображениям. В-третьих, законопроект создает путаницу в правовом регулировании в сфере СМИ, потому что непродуманно меняется терминология закона «О СМИ», что приводит к неразберихе, в условиях которой возникает явление избирательного правоприменения, которое может нанести ущерб телекомпаниям и радиостанциям.
Критику вызывает и попытка влезть в регулирование Интернета: авторы пытаются дать правила для работы интернет-СМИ, но делается это настолько неаккуратно, что любой сайт может быть истолкован как средство массовой информации, что, конечно же, ерунда. Кстати, такое уже было в Казахстане: все сайты стали СМИ. Это значит, что каждый сайт нужно регистрировать соответственным образом.
ВЗГЛЯД: Участвовала ли Общественная палата в разработке законопроекта?
М.Ф.: Участия не принимала. Он был внесен депутатом Комиссаровым. Не знаю точно, кто занимался подготовкой к выходу в свет законопроекта, но думаю, что люди в Министерстве связи и массовых коммуникаций, судя по тому, насколько подробно там прописаны все бюрократические процедуры.
В понедельник совместно с Советом при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, который я возглавляю, Общественная палата рассмотрела законопроект и отнеслась к нему очень критично. В частности, было предложено, чтобы в работу с законопроектом могло включиться гражданское общество. А пока мы видим, что от проекта один вред, никакого блага.
ВЗГЛЯД: Вы считаете, что нужно доработать этот законопроект или вносить новые законы в части регулирования СМИ и Интернета?
М.Ф.: На заседании Общественной палаты и Совета мы пришли к выводу, что законопроект нужно переписывать, исправлять с первой строчки до последней.
Кстати, в Госдуме еще с 2008 года лежит проект новой редакции закона «О СМИ», включающий в себя, в том числе, вопросы Интернета. По сути, он ничего не меняет, но новый закон соответствует другим законам. Я называю это «химчисткой закона» – у каждого закона со временем выявляются дефекты, которые нужно устранять.
ВЗГЛЯД: То есть законопроект нужно вернуть на доработку, а не выносить на второе чтение, где вносятся только поправки?
М.Ф.: Нет. Практика показывает, что во втором чтении законопроект может претерпеть серьезные изменения, может даже название измениться. Кстати, в данном случае это придется сделать обязательно, потому что оно неграмотное.
ВЗГЛЯД: По вашему мнению, интернет-издания нужно рассматривать в отдельном законопроекте или в рамках закона «O СМИ»?
М.Ф.: Нужен отдельный закон об основах правового регулирования деятельности в Интернете. Такой законопроект уже готовится – им занимается рабочая группа депутата Госдумы Носковой Ольги Владимировны. Команда никуда не спешит, потому что законопроект требует большой деликатности, точности формулировок. Работа над проектом завершится нескоро, не в этом году, это точно.
Что касается интернет-СМИ, то нужно учесть то, что было прописано в проекте закона в 2008 году. Там нет никаких ограничений, но вводятся правила: например, если вы хотите зарегистрировать свой сайт в качестве СМИ, то на сайте должны сообщаться выходные данные.
ВЗГЛЯД: Какие обязательные пункты должен содержать законопроект? Какие штрихи нужно внести, чтобы законопроект был полным?
М.Ф.: Во-первых, его обязательно надо привести в соответствие с Европейской конвенцией по трансграничному телевидению. Во-вторых, он должен соответствовать Гражданскому кодексу, потому что тут есть явные противоречия. В-третьих, законопроект должен соответствовать концепции развития телерадиовещания до 2015 года. Тогда мы бы увидели, что многие вопросы решаются по-другому.
Также законопроект должен соответствовать нормам, которые вытекают из документов Совета Европы, в частности, касающихся цифрового телевидения. Кроме того, нужно, чтобы закон «О СМИ» соответствовал нормам, касающимся функций общественного вещания, которого у нас пока нет. Его заменяет государственное вещание. Нужно уходить в сторону публично-правового вещания. Это позволило бы изменить ситуацию не только в медийной сфере, но и вообще в человеческом подсознании.