Симоновский суд Москвы закрыл в четверг уголовное дело в отношении бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна в связи с истечением срока давности.
Это не значит его согласие с обвинениями и не означает признания вины
«Суд, изучив материалы дела, находит, что заявленное защитой подсудимого ходатайство о прекращении уголовного дела подлежит удовлетворению в связи с истечением срока давности», – сказала председательствующая Ольга Неделина.
Прекращение уголовного дела повлекло за собой изменение Алексаняну меры пресечения и возвращение залога в размере 50 миллионов рублей. Также суд оставил без рассмотрения гражданские иски потерпевших, среди которых как физические, так и частные лица, и органы российской власти на общую сумму более 11 миллиардов рублей.
Адвокат Алексаняна Геворг Дангян заявил, что не усматривает в решении суда прецедента или тенденции, которая могла бы свидетельствовать о смягчении позиции следственных органов и судебной системы по отношению к делу ЮКОСа в целом. «Не надо переоценивать сегодняшнее решение, это был единственно возможный шаг для суда», – приводит РИА «Новости» слова Дангяна.
Он также подчеркнул, что Алексанян не признает вину и согласился с прекращением дела по нереабилитирующим основаниям лишь с учетом своего слабого здоровья.
«Это не значит его согласие с обвинениями и не означает признания вины», – сказал адвокат.
Несмотря на то, что врачи запретили Алексаняну находиться в общественных местах, в том числе и в суде, на заседание в четверг обвиняемый пришел лично – ранее он направлял письменное ходатайство о прекращении дела, однако суд отказался его рассмотреть, отметив, что для этого необходимо личное присутствие обвиняемого.
На заседании Алексанян сидел в медицинской маске, которую снимал, обращаясь к суду. Часто он кашлял в платок и приносил извинения за то, что ему тяжело говорить.
«Я являюсь дипломированным юристом, я прекрасно осознаю все последствия того, что дело будет прекращено по нереабилитирующим основаниям, но у меня нет времени добиваться истины в этом деле, поэтому я не возражаю», – заявил он в суде. Нереабилитирующим обстоятельством является, в частности, истечение срока давности.
Гособвинитель Николай Власов не возражал. «В связи с истечением сроков давности есть основания для прекращения уголовного дела, уголовного преследования. Права Алексаняна судом объяснены. Его мнение озвучено лично. В судебном заседании соблюдены все процедуры. У стороны обвинения нет оснований для возражения против удовлетворения ходатайства о прекращении дела», – сказал прокурор.
Не надо переоценивать сегодняшнее решение, это был единственно возможный шаг для суда
Василий Алексанян работал начальником правового управления ЮКОСа. Кроме того, в качестве адвоката представлял интересы экс-главы компании Михаила Ходорковского и бывшего главы компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского.
6 апреля 2006 года Симоновский суд согласился с доводами Генпрокуратуры РФ и дал согласие на привлечение Алексаняна к уголовной ответственности.
Василию Алексаняну инкриминировалось хищение акций и имущества Томскнефти на сумму более 12 млрд рублей (ст. 160 УК РФ), а также «отмывание» денежных средств, полученных в результате хищения акций (ст. 174 УК РФ). 14 июля 2006 года Генпрокуратура РФ предъявила ему новое обвинение – в уклонении от уплаты налогов (ст. 198 УК РФ). По совокупности предъявленных обвинений Василию Алексаняну грозило до 20 лет заключения.
В феврале 2008 года рассмотрение дела Алексаняна было приостановлено. Консилиум врачей постановил, что у подсудимого имеются смертельно опасные заболевания – рак лимфатической системы на фоне острой стадии ВИЧ. Тогда суд принял решение, что Алексанян должен пройти лечение в тюремной больнице.
В декабре 2008 года суд постановил избрать Василию Алексаняну меру пресечения в виде денежного залога в 50 млн рублей, а после поступления денежных средств на депозитный счет суда освободить Алексаняна из-под стражи. Основанием для такого решения судьи стало состояние здоровья обвиняемого.
Около месяца понадобилось на то, чтобы его родственники смогли собрать необходимую сумму. После того как она была внесена, с Алексаняна, проходящего лечение в одной из московских больниц, сняли конвой, а 12 января он был выписан из больницы.
2 февраля эксперты, наблюдающие подсудимого, выпустили заключение, в котором говорится: ввиду СПИДа и рака лимфатической системы, диагностированных у обвиняемого, его участие в следственных действиях запрещено – это может представлять угрозу для его жизни. Об этом свидетельствовали исследования, проведенные по запросу суда гематологическим центром Российской академии наук. Однако представитель гособвинения Николай Власов заявил, в представленных суду медицинских документах о здоровье Алексаняна есть разночтения. «Медицинские документы носят неконкретный характер. Сказано, что Алексанян не может участвовать в судебных заседаниях, но почему он выписан из больницы? Мы не знаем из документов, какова динамика состояния Алексаняна», – подчеркнул он. В итоге суд назначил судебно-медицинскую экспертизу состояния здоровья обвиняемого.
В октябре прошлого года Алексанян сообщил «Интерфаксу», что хочет добиться разрешения на лечение за границей. «Мне необходимо продолжать лечение. По одному направлению я уже исчерпал российские ресурсы. Мне нужно показываться западному специалисту, соответствующие бумаги были представлены в суд. Я не знаю, как это делать, если меня держат на коротком поводке», – сообщил Алексанян. «Издевательства продолжаются дальше, теперь будем вот так тянуть резину. В тюрьме они ждали, пока я умру, затем в больнице. Сейчас я продолжаю достаточно мучительную терапию», – сказал он.
«Суд сам назначил экспертизу, издеваясь над защитой, идя на поводу у обвинения. Экспертиза дала ответ. Я не знаю, что еще нужно. Два академика, четыре доктора наук, ведущие специалисты дали заключение», – добавил он. «Когда взрослые люди делают вид, что не понимают совершенно очевидных вещей, мне остается сказать: я зла никому не желаю, но, может быть, они что-то поймут, когда на себе испытают, что это за заболевание», – отметил Алексанян.