Во вторник на заседании столичного правительства обсуждалась проблема сиротства. В Москве, как рассказала руководитель департамента семейной и молодежной политики города Людмила Гусева, ситуация отличается от общероссийской: за прошедший год число усыновлений в столице выросло на 5%.
Нам не нужны приговоры. Слово «сирота», мне кажется, должно уходить из нашего обихода
«В 2009 году свою семью нашли 2,514 тыс. детей, что на 5% больше показателя 2008 года. И это притом что за 2009 год в России произошло сокращение числа устраиваемых в семьи детей», – приводит слова Гусевой РИА «Новости».
Она уточнила, что с 2007 года число состоявших на учете на усыновление детей снизилось на 870 человек и на 1 января 2010 года составляет 4,614 тыс. человек. В связи с этим, отметила Гусева, в Москве уже закрыты семь детских домов из 60 имеющихся.
Руководитель департамента сообщила, что в столице 75% детей передаются в семью, минуя соответствующие учреждения, без дополнительной психологической травмы для ребенка.
Чиновник указала на еще одну положительную тенденцию: в 2009 году уменьшилось количество детей, которых органы опеки забирают из семей в связи с угрозой их жизни и здоровью. «За последний год их число снизилось на 8%», – подчеркнула она.
Сокращается и число лишений родителей их прав на детей. Социальными сиротами (когда оба или единственный родитель лишены родительских прав) в 2008 году стали 1002 ребёнка, а в 2009 году – 811. «Сегодня доля детей, чьи родители лишены родительских прав, на 100 тыс. детского населения составляет в Москве шесть человек, по России в целом – 25», – уточнила она.
В прошлом году, по словам руководителя департамента, в родильных родах Москвы были оставлены 460 детей. Две трети из них – дети приезжих из регионов России и стран ближнего зарубежья. Гусева также подчеркнула, что многие мамы, бросившие своих детей, – несовершеннолетние, передает ИТАР-ТАСС.
В связи с этим, сообщила она, в Москве до 1 декабря 2010 года планируется на базе Специализированного дома ребенка № 22 открыть кризисный центр для женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, с отделением для несовершеннолетних беременных и юных мам.
В ходе заседания выступил также уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. Омбудсмен обратился с предложением скорректировать формулировки и не употреблять понятия «сирота» и «умственно отсталый ребенок».
«Нам не нужны приговоры. Слово «сирота», мне кажется, должно уходить из нашего обихода», – цитирует Бунимовича «Интерфакс». «Нам нужны другие формы: «ребенок, находящийся под заботой», – предложил омбудсмен.
Бунимович также высказался против употребления в документах, в том числе в постановлениях городских властей, термина «умственно отсталые дети». «Вы представляете, что чувствуют родители, читая этот пункт. Это приговор ребенку – публичный, на всю жизнь», – отметил он.
Напомним, в понедельник уполномоченный по правам детей в Москве заявил, что в каждой школе со временем должны появиться уполномоченные по правам участников образовательного процесса.
«Нынешний путь решения школьных проблем административный: жалобы директору, в надзорные органы и т. д. Мне он кажется, во-первых, не единственно возможным, а во-вторых, не всегда эффективным. Ситуации бывают сложные, не всегда надо доводить дело до оргвыводов и разбирательства директора. Часто речь идет о недопонимании, нужен всего лишь хороший совет, разбор ситуации. Порой достаточно просто обратить внимание коллеги-учителя или, наоборот, поговорить с учениками с позиции некоего морального авторитета», – пояснил газете ВЗГЛЯД Евгений Бунимович.