Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил в среду о необходимости подготовиться к сокращению учителей в России в связи с сокращением количества детей.
Мы знаем статистику демографической ситуации. Это очевидный факт. Не нужно делать вид, что мы этого не замечаем
«Мы знаем статистику демографической ситуации. Это очевидный факт. Не нужно делать вид, что мы этого не замечаем, это очевидно, как солнце встает», – заявил Путин в одной из московских школ, передает «Интерфакс».
Он отметил, что когда происходит оптимизация численного состава учителей, наибольшие опасения возникают у людей пенсионного возраста.
«Нужно думать об уходящих на пенсию», – сказал Путин, добавив, что в том числе нужно повышать пенсии, передает РИА «Новости». «Нужно бережно относиться к учителям», – заявил глава правительства и отметил, что «нужно дать возможность вовремя пройти переподготовку перед тем, как попрощаться с кем-то».
«Мы должны думать о том, как людей, преподавателей поддержать, предусмотреть на это ресурсы, организовать переподготовку кадров», – отметил он.
Премьер отметил также, что понимает озабоченность профсоюзов в связи с преобразованием школ в автономные учреждения: «Автономные учреждения получают право оптимизировать коллектив. Это законно вызывает опасения у профсоюзов».
В связи с этим глава правительства отметил, что ему представляется правильным предусмотреть, в частности, поддержку уходящих на пенсию учителей, повышение их пенсий и еще ряд мер.
Премьер поддержал идею перевода школ на систему подушевого нормативного финансирования. При этом он отметил, что высвобождающиеся в школах средства, в том числе за счет экономии бюджетных ресурсов, должны оставаться в этих школах. При этом премьер обратил внимание на то, что в перераспределении этих средств должно принимать участие школьное самоуправление – родители и ученики.
В начале сентября министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил в интервью газете «Ведомости», что потенциал для сокращения учителей в российских школах составляет 200 тыс. человек.
«В вопросах определения оптимальной численности учителей можно опираться как на российский, так и на мировой опыт. В Европе в среднем на одного учителя приходится 13–15 учеников. У нас десять лет назад было примерно такое же соотношение. Сейчас – девять–десять учеников на одного учителя. Сегодня в России около 13 млн учеников – к сожалению, их число вследствие демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет. Рост начнется не ранее 2015–2016 годов. Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 млн учителей. Сейчас их около 1,2 млн. То есть потенциал для сокращения – 200 тыс. человек», – заявил Фурсенко.
Эти слова министра стали объектом острой критики. В конце сентября Фурсенко опроверг предположения о том, что он собирается проводить массовое сокращение.
#{smallinfographicleft=399381}«Я не предлагал сокращать 200 тыс. учителей. Все, кто реально читал мое интервью, знают, что таких слов там не было. Разговор был по поводу нецелевых расходов на образование», – заявил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
«Я считал и считаю, что школа не должна подменять собой систему социального обеспечения, но невозможно жестко избавляться от учителей, даже если они для образовательного процесса не очень нужны. Но незаполненность классов может идти во вред образованию. В таком случае эффективность расходования бюджетных средств может быть повышена за счет сокращения учителей. Но эти сэкономленные деньги должны пойти на улучшение условий образования, на повышение зарплаты оставшимся учителям», – сказал он.
В среду об этом же говорил Владимир Путин, обративший внимание на то, что оптимизация численности педагогических коллективов означает высвобождение денег в школах, которые могут быть направлены на повышение зарплаты учителей.
Участвовавший во встрече мэр Москвы Сергей Собянин рассказал об опыте перевода школы на нормативное финансирование и о том, как эти вопросы решались в Тюменской области, которой он ранее руководил.
Премьер одобрил опыт Тюменской области, согласившись с тем, что сэкономленные деньги должны оставаться в учебных учреждениях.
При этом он особо отметил, что те средства, которые выделяются по нормативу на каждого ученика из федерального бюджета, «урезаться не должны». Государственное финансирование должно и будет направляться в школы в полном объеме в соответствии с количеством детей, которые в них обучаются, подчеркнул Путин.
В ходе встречи премьер заявил также, что родители не должны участвовать в содержании школ, даже добровольно.
«Государство должно оплачивать весь процесс образования, содержание, ремонт школы, а также оборудования», – сказал Путин.
По его словам, если речь идет о добровольных взносах, «то даже этого не нужно, потому что добровольность может вылиться в обязательную квазидобровольность». «Мое глубокое убеждение, что родителям нельзя запрещать это делать, но разрешать это делать по всем направлениям тоже неправильно», – сказал премьер.
«Государство должно нести стопроцентную нагрузку за содержание и развитие образования», – заявил Путин.
При этом он отметил, что родители могут оплачивать какие-то дополнительные мероприятия, например туристические походы их детей или другие мероприятия, не связанные с основным процессом обучения.
«Что касается основного процесса обучения, содержания зданий и сооружений, оборудования и так далее, здесь не предполагается вообще (финансовое) участие родителей», – сообщил премьер.
Он отметил, что подобное участие родителей может быть опасным, так как у всех разное финансовое положение.