Власти России приняли окончательное решение о создании в Вооруженных силах России военной полиции. Ее сформируют с целью усиления законности и правопорядка, сообщает «Интерфакс», ссылаясь на источник в силовых структурах РФ. По его словам, уже «принято окончательное решение о создании» ведомства. «В настоящее время Генштабом отрабатывается организационно-штатная структура военной полиции от отдельной части до военного округа включительно», – рассказали в силовых структурах.
Приказа о военной полиции нет, нет даже проекта приказа
В ведомстве заявили, что численность военной полиции составит около 20 тысяч человек. Ранее сообщалось, что служить в полиции будут 5 тысяч человек. «В основном штат сотрудников будет формироваться из военнослужащих, уволенных с военной службы в ходе реформы Вооруженных сил», – сказал собеседник агентства, добавив, что органы военной полиции будут иметь вертикальную организационно-штатную структуру – от отдельной части (бригады) до военного округа (флота).
Образование военной полиции позволит освободить подразделения Вооруженных сил от выполнения целого ряда функций, пишет «Независимая газета». Прежде всего служащие будут освобождены от патрулирования в воинских частях, гарнизонах и городах. Также солдаты и офицеры не будут нести службу в караулах по охране и обороне различных объектов воинских частей. В ведение полиции будет передана автоинспекция, гауптвахты и военные комендатуры. Главная задача полицейских будет заключаться в борьбе с воровством военного имущества и другими армейскими преступлениями, включая дедовщину. Из-за этого освободится большое количество служащих, которые займутся непосредственными прямыми обязанностями.
30 ноября 2009 года начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Валерий Евневич рассказывал журналистам, что «документы, касающиеся введения в армии и на флоте института военной полиции, отработаны и представлены на утверждение министру обороны». Но 1 декабря 2009 года Сердюков указ так и не подписал.
«Приказа о военной полиции нет, нет даже проекта приказа. Соответственно, он не подписан. Когда приказ будет и его подпишут, мы доведем это до СМИ», – пообещали в Минобороны. Даже приблизительные сроки подписания документа в ведомстве назвать затруднились.
Тем не менее ведомство заявляло, что работа идет. 6 апреля 2010 года и ее приостановили. Статс-секретарь Минобороны Николай Панков сообщил, что «работа над ее (военной полицией – прим. ред.) созданием приостановлена». Но заверил, что это вряд ли ставит под сомнение саму идею формирования в Вооруженных силах «дисциплинарных» органов и подразделений. Тогда Панков не стал объяснять, чем вызвана задержка. «На данном этапе реформирования армии и флота создание военной полиции руководством Минобороны признано нецелесообразным», – пояснил тогда Панков.
Также Панков заявлял, что «отменены директивные документы о создании в российской армии военной полиции, приказы о формировании этих структур в военных округах и на флотах утратили силу».
В защиту идеи создания военной полиции высказался Сердюков, заявив, что от нее не отказывается. «Мы этот вопрос (создание военной полиции) прорабатываем, но, к сожалению, пока не найдена та конструкция, которая могла бы нас устроить», – сказал Сердюков. «Но мы изучаем опыт зарубежных стран, где созданы и эффективно функционируют такие структуры», – отметил министр. «В первую очередь мы должны для себя понять, как будет выглядеть военная полиция. Только после этого мы сможем приступить к ее созданию», – сказал тогда министр.
В июне 2010 года военный прокурор РФ Сергей Фридинский, который еще до подписания Сердюковым документов открыто высказывался о бесперспективности создания ведомства, заявил, что создание приостановлено, потому что существует необходимость принятия большого числа нормативных документов. Позже, в сентябре прокурор заявил: «С учетом того, что не решен вопрос с единым следственным комитетом, вопрос о создании военной полиции в том виде, в котором она представляется, решать пока рано». 14 октября к идее вернулись.
Идея введения военной полиции витает во властных коридорах уже более 20 лет – с 1989 года. Говорить конкретно о создании ведомства стали в Госдуме РФ в середине 90-х годов, но дальше думских дискуссий дело не пошло. Депутаты говорили, что обеспечить порядок на территории военгородков и в казармах трудно и для этого требуются большие финансовые затраты. Тогда выдвигали тезисы, что обеспечивать еще одно ведомство государству будет затратно, к тому же вряд ли оно сможет избавить армию от неуставных отношений и воровства.
Вспомнили о создании военной полиции уже в 2006 году, когда чаша терпения солдатских матерей и правозащитников переполнилась. Именно тогда произошел вопиющий случай с рядовым, который в результате дедовских издевательств лишился ног и гениталий. Занимавший тогда пост президента России Владимир Путин высказался о необходимости создать ведомство. 31 января Путин заявил, что «контроль за соблюдением законности в ВС РФ может быть возложен на военную полицию». Однако эти планы по различным причинам реализованы до сих пор не были.
Военная полиция – особая служба в Вооруженных силах многих государств для поддержания законности и правопорядка. На сегодняшний день она действует в 41 армии мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае. На постсоветском пространстве институт военной полиции существует в Вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях прибалтийских государств.