С копиями своих картин Михаил Шемякин впервые столкнулся в марте 2008 года в Красноярске.
Две поддельные работы из цикла «Карнавалы Санкт-Петербурга» продавались за 33 тыс. долларов
На открытии персональной выставки художник увидел 26 фотографий якобы написанных им работ, выставлявшихся ранее в городе. «В действительности картины и скульптуры, изображенные на фото, являлись подделками», − рассказали газете ВЗГЛЯД в Генпрокуратуре РФ.
С просьбой обнаружить и изъять подделки Шемякин обратился в милицию. Провести проверку поручили сотрудникам УВД по Центральному району Красноярска. Однако управление отказалось возбуждать уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления.
В следующий раз поддельные работы всплыли в Санкт-Петербурге. В октябре 2009 года в Фонд «Михаила Шемякина» в Северной столице обратился коллекционер из Орла, который давно хотел приобрести картины художника, написанные маслом.
«Мужчина сообщил, что нашел человека, который предложил ему купить две работы из цикла «Карнавалы Санкт-Петербурга» за 33 тыс. долларов, и просил по фотографиям определить подлинность картин, которая у сотрудников Фонда вызвала сомнения», − сообщили в Генпрокуратуре.
Работы осмотрел и сам автор. Выяснилось, что отношения к оригинальным трудам они не имеют. К такому же выводу пришли и специалисты Росохранкультуры.
Решением Генеральной прокуратуры постановление УВД по Центральному району Красноярска об отказе в возбуждении дела было признано незаконным и необоснованным.
28 декабря 2009 года Следственное управление при УВД по Санкт-Петербургу возбудило уголовное дело по п. «в» ч. 3 ст. 146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав»). «Ход расследования находится на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации», − подчеркнули в ведомстве.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД адвокат Василий Моисеев, специализирующийся на делах по защите интеллектуальной собственности, российские художники достаточно часто сталкиваются с нарушением авторских прав.
«В моей судебной практике подобные дела – не редкость. Но в среднем лишь одно из десяти разбирательств доходит до какого-то логического завершения, когда суд выносит вердикт», − отмечает адвокат.
При этом даже состоявшееся решение далеко не всегда отражает действительность.
«Авторское право подразумевает, что пострадавшая сторона может указать сумму компенсационных выплат по своему усмотрению, однако независимо от пожеланий художников виновным всегда назначают небольшие штрафы», − сетует адвокат.
Реальные сроки, как правило, могут грозить только преступникам, покусившимся на исторические ценности.