Банкетный зал «Маракеш» самый дорогой и роскошный в Махачкале. Его построили два года назад на проспекте Ахметхана Султана – это дорога, которая ведет из Махачкалы в южную часть Дагестана. «Маракеш» на одной стороне (прямо у проезжей части), а вокруг несколько девятиэтажек-близнецов. Именно оттуда, по предварительной версии, стреляли в министра и его коллег. Пуля настигла милиционеров у входа в «Маракеш», где играл свадьбу дочери начальник управления по расследованию налоговых преступлений МВД Абдужапар Магомедов.
Магомедтагиров намекал на то, что Алиев начал кампанию по замене силовиков, доставшихся ему в наследство из команды бывшего президента
Выстрелы прозвучали в 13.05. По предварительным данным, в министра стрелял снайпер – Магомедтагиров был убит единственным выстрелом в сердце. Как заявил РИА «Новости» главврач республиканского ортопедо-травматологического центра Магомед Омаров, характер ранения показывает, что стрелял профессионал. «Когда министра привезли, он был в коме. Мы начали операцию, вскрыли грудную клетку, оказалось, что его сердце буквально разорвано пулей», – заявил он.
«В результате покушения на министра внутренних дел Дагестана в больницы города попали восемь сотрудников милиции, – рассказал газете ВЗГЛЯД сотрудник пресс-службы УВД Махачкалы. – От полученных ранений скончались министр внутренних дел Адильгерей Магомедтагиров и начальник одного из тыловых подразделений МВД Дагестана Абдуразак Абакаров. Еще как минимум двое сотрудников милиции находятся в тяжелом состоянии».
Местные силовики отмечают, что выстрелы киллеров были точными – пуля попала министру в область сердца. И это несмотря на то, что министра тщательно охраняли. К примеру, министерские машины были буквально утыканы антеннами различных средств связи, среди которых имелись и специальные противоминные устройства, подавляющие радиосигналы в момент проезда машины, так что радиоуправляемые бомбы не могли сработать.
На Адильгерея Магомедтагирова (которого в Дагестане называли Адильгероем) покушались несколько раз. Так, в феврале 2007 года боевики устроили министру засаду – расстреляли 27-летнего следователя Максуда Магомедова, а затем взорвали джип, на котором министр должен был приехать на место происшествия. Три милиционера погибли, но Магомедтагиров, воспользовавшийся другим автомобилем, не пострадал.
Министр выезжал только на самые громкие преступления. Убийство капитана юстиции к таким не относилось, но злоумышленники рассчитали все точно. Дело в том, что погибший был сыном давнего друга генерала заведующего отделом правительства Дагестана Курбанмагомеда Магомедова, и у киллеров не было сомнений, что на место происшествия генерал Магомедтагиров прибудет лично.
Не учли преступники лишь одну деталь – министр не стал дожидаться, когда за ним заедет служебный транспорт, а поспешил в научный городок вместе со своим братом на его машине. Его бронированная Toyota Land Cruiser выехала вдогонку за ним с задержкой в несколько минут. В 23.10, когда министр уже находился на месте происшествия, его внедорожник был взорван на улице Каратинская, метрах в 300 от места убийства капитана Магомедова. Под колесами Toyota сработало два взрывных устройства общей мощностью 15 кг в тротиловом эквиваленте. Джип смяло так, что шансов выжить у находившихся в нем не было. В результате погибли милиционер – водитель ОМОНа при МВД республики прапорщик Алексей Жданов и старший оперуполномоченный по особо важным делам управления собственной безопасности МВД по Дагестану Магомед Османов. Оба входили в круг самых доверенных людей министра, Магомед Османов неофициально считался руководителем его охраны.
Годом ранее преступники также устраивали ловушку Магомедтагирову – тогда был взорван прокурор города Буйнакска Битар Битаров. Кортеж министра попал в засаду на трассе Махачкала – Буйнакск. В результате взрыва двух мощных фугасов и последовавшего обстрела погибли два милиционера, сопровождавшие министра. Проведенная по горячим следам крупномасштабная поисковая операция с участием бронетехники и вертолетов результатов не принесла. Официально о результатах расследования того покушения до сих пор не сообщается. Неофициально же оперативники говорили, что заказ на устранение министра тогда исполнил некий дагестанец Расул, тесть известного террориста Хаттаба.
Сам министр после того случая уверял в интервью, что покушение на него – дело рук боевиков, но при этом не исключал и политическую подоплеку происшедшего. «Есть силы, заинтересованные в моем уходе», – говорил Магомедтагиров, намекая на то, что новый глава Дагестана Муху Алиев начал кампанию по замене силовиков, доставшихся ему в наследство из команды бывшего президента республики Магомедали Магомедова (тогда был отправлен в отставку прокурор Дагестана Имам Яралиев). Якобы покушение было организовано не только с целью физической ликвидации министра, но и с тем, чтобы показать: если теракты совершаются и в его отношении, то он не справляется с работой и не контролирует обстановку.
В скором времени некоторые группы стали озвучивать эту версию в открытую.
Для мафиозных структур представители власти – те же враги, так что идея исламского экстремизма – удобная ширма для ведения войны с ними
Так, в феврале 2007 года произошел крупный скандал. Тогда личный состав 2-го полка патрульно-постовой службы (ППСМ-2) милиции УВД Махачкалы провел акцию протеста, потребовав отставки министра внутренних дел Адильгерея Магомедтагирова. Дело дошло до столкновений между сотрудниками правоохранительных органов. Организатором этой акции был исполняющий обязанности командира ППСМ-2 подполковник Абдурашид Бибулатов. «Мы хотели потребовать отставки министра внутренних дел республики, усиления борьбы с коррупцией в правоохранительных органах Дагестана, а также решения материальных проблем милиционеров», – уверял он.
Подполковник Бибулатов выступил инициатором акции протеста не случайно. 25 октября 2006 года во время телемоста с президентом России в Каспийске он пытался пройти через оцепление и задать Владимиру Путину вопрос («Уважаемый Владимир Владимирович! Когда вы избавите милицию и народ Дагестана от Пиночета в лице министра внутренних дел Дагестана?»). Сделать это подполковнику помешали стоявшие в оцеплении работники МВД Дагестана. В результате недалеко от площадки, с которой шла прямая трансляция, завязалась потасовка. В тот же день по распоряжению министра внутренних дел республики по этому факту была начата служебная проверка, результатом которой стал приказ о вынесении подполковнику Бибулатову предупреждения о неполном служебном соответствии.
С призывом об отставке министра в августе 2008 года выступили общественная организация «Отечество» и фонд «Общество Согратль». Причиной для митинга послужило убийство преподавателя Дагестанского педуниверситета Рашила Газилалиева и его супруги в ходе очередной спецоперации по уничтожению боевиков. Тогда митингующие держали транспаранты «Нургалиев, наведи порядок!», «Мы за героев в погонах и без погон», «Дайте людям шанс выжить», «Министра МВД Дагестана судить за геноцид и преступления против человечества».
С подобными лозунгами выступала и организация «Матери Дагестана», которая неоднократно ратовала против похищений людей в Дагестане.
За последние годы число угроз в адрес Магомедтагирова только увеличилось – на сайтах экстремистов периодически появлялись заявления участников местных ваххабитских группировок, в которых они объявляли генерала своим врагом номер один и обещали привести давно вынесенный ему заочно смертный приговор в исполнение. Кроме того, была группировка, которая взяла на себя ответственность за покушения на министра, – «Сейфулла» («Меч Аллаха»). В ноябре 2007-го МВД Дагестана заявило, что ликвидировало «костяк» «Сейфуллы», однако лидера группировки – известного террориста Бамматхана Шейхова – упустили.
Адильгерей Магомедтагиров был весьма противоречивой фигурой. Как бы и кто ни выступал за его отставку, нельзя не признать, что он был человеком отважным. Кроме того, списывать все на исламский экстремизм тоже нельзя. Под ним в Дагестане зачастую прячется криминал. Мафиозные кланы в республике, как и на Кавказе в целом, – распространенное явление. В Дагестане упорно ходят слухи, что некоторые представители экстремистских группировок работают по заказу группировок криминальных. Для мафиозных структур представители власти – те же враги, так что идея исламского экстремизма – удобная ширма для ведения войны с ними.
Между тем основной версией убийства Магомедтагирова на данный момент является его профессиональная деятельность. Генпрокуратура возбудила дело об убийстве по четырем статьям – п. «а» ч. 2 ст. 105 (убийство), пп. «а», «и» ч. 2 ст. 30, ст. 105 УК РФ (покушение на убийство), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия) УК РФ.