Министр иностранных дел России Сергей Лавров после переговоров с португальским коллегой Луишем Амаду в Москве дал пресс-конференцию, на которой, в частности, прокомментировал ситуацию с Элизой (Елизаветой) Андре и ее матерью, гражданкой России Ириной Беленькой.
Мы считаем поспешным решение венгерских властей выдать девочку. Мы имеем дело с непростой юридической коллизией
Он сообщил, что французская сторона не информировала Россию о выдвинутых против Ирины Беленькой обвинениях.
«В этой связи мы считаем поспешным решение венгерских властей выдать девочку. Мы имеем дело с непростой юридической коллизией, когда судебные органы двух государств вынесли прямо противоположные решения. Мы хотим в самое ближайшее время – рассчитываю, что это будет сделано сегодня, – предложить французской стороне провести конкретные консультации между нашими юристами», – приводит его слова «Интерфакс».
Лавров подчеркнул, что в данной ситуации надо, прежде всего, руководствоваться интересами ребенка, но и своих граждан в обиду Россия не даст.
«Безусловно, помимо состоявшейся сегодня встречи представителей российских загранучреждений с Ириной Беленькой МИД России будет и дальше делать все необходимое для защиты интересов наших граждан: Ирины и ее дочери Лизы. Убежден, что в этом конкретном случае необходимо руководствоваться, прежде всего, интересами ребенка», – цитирует его РИА «Новости».
С ним согласны и французские коллеги, которые еще накануне не исключили возможности создания специальной комиссии по этому вопросу, отметив при этом, что решение оставить Лизу во Франции не является единственным приемлемым вариантом решения проблемы.
Напомним, ситуация с похищенной 20 марта девочкой перешла на новый уровень накануне, когда в Венгрии была задержана россиянка Ирина Беленькая, обвиняемая в похищении, и ее трехлетняя дочь Элиза.
Отец ребенка, француз Жан-Мишель Андре, тут же прилетел в Венгрию, вечером в понедельник ему передали дочь, которая дожидалась его в приюте. Россиянка Ирина Беленькая дожидается суда в КПЗ города Ньиредьхаза.
По венгерским законам решение относительно дальнейшей судьбы Ирины Беленькой должно быть принято в течение 72 часов. В среду состоится суд, который решит, оставлять ли ее под арестом и выдавать ли Франции, где ее подозревают в похищении ребенка и организации нападения на бывшего мужа.
Как писала газета ВЗГЛЯД, трехлетнюю Элизу буквально с рождения крадут друг у друга ее российская мать и французский отец, причем во Франции и России суды выносят взаимоисключающие решения.
Жан-Мишель Андре в последний раз, когда на него напали трое неизвестных и отобрали ребенка, в женщине, сидевшей в машине и дожидавшейся похитителей, узнал свою бывшую супругу, россиянку Ирину Беленькую.
На основании его заявления французские власти 23 марта по каналам Интерпола объявили Беленькую в розыск. И это не первое мероприятие подобного рода, которое предпринималось в отношении нее.
В 2008 году был выдан международный ордер на арест Ирины Беленькой, так как, несмотря на решение французского суда, она увезла ребенка в Россию, где за ней были признаны родительские права. Осенью 2008 года Андре приехал в Россию и увез дочь во Францию. Ирина, в свою очередь, заявила в российский суд о похищении дочери, добившись в РФ ордера на арест бывшего супруга.
Во вторник отец ребенка заявил, что готов отказаться от иска против бывшей супруги в интересах ребенка. Но окончательно его решение огласят позднее.
«Он готов забрать жалобу из-за любви к своей дочери. И не хочет лишать ребенка матери. Я ни на секунду не могу представить, что Ирина отвергнет протянутую ей руку», – заявил по этому поводу его адвокат Виктор Жиоа, сообщает BBC.
Между тем Общественная палата РФ взяла Ирину Беленькую и ее дочь Элизу под свое покровительство.
Он готов забрать жалобу из-за любви к своей дочери. И не хочет лишать ребенка матери
И на этот раз руководитель рабочей группы по защите прав граждан России за рубежом Общественной палаты (ОП) Александр Соколов намерен вылететь в Париж на переговоры.
«Ситуация довольно сложная. По решению российского суда ребенок оставлен с матерью, в то же время французское судопроизводство встает на сторону отца. Подобные коллизии вполне типичны для смешанных браков, однако превращаются в потенциальную трагедию для каждой конкретной семьи. Наша рабочая группа намерена разобраться в данном деле и оказать максимально возможную поддержку матери и дочери», – приводит его слова пресс-служба ведомства.
Соколов подчеркнул, что российские власти и неправительственные организации должны сделать все возможное для освобождения Ирины Беленькой и для возвращения в Россию ее дочери.
Ранее председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю деятельности правоохранительных органов, силовых структур и реформирования судебно-правовой системы Анатолий Кучерена особо отметил, что, поскольку ребенок является гражданином России, в данном случае он находится под защитой Конституции РФ.
«Статья 61 Основного закона гласит, что гражданин России не может быть выдан другому государству, даже если на то есть решение суда, – рассказал адвокат газете ВЗГЛЯД. – Что же касается дальнейших претензий, то нужно отметить, что есть решение французских судов и есть решение российских судов, которые абсолютно противоположны».
По словам Кучерены, французское законодательство в случае, если речь идет об отце-французе, как правило, оставляет ребенка на территории Франции. Россия же – на основании Конституции – также не может выдавать ребенка в другую страну.
«В итоге мы имеем замкнутый круг, – говорит адвокат. – Чтобы в дальнейшем не было подобных ситуаций, которые в итоге будут травмировать психику ребенка, комиссия Общественной палаты приняла решение взять эту ситуацию под контроль и оказывать помощь в том числе и маме Элизы Ирине Беленькой, чтобы в отношении нее не совершался произвол».
При этом эксперт отметил, что на вопрос, присутствовала ли сама Ирина Беленькая при отбирании ребенка у отца, предстоит ответить правоохранительным органам Франции.
«Если по итогам этого разбирательства Ирина Беленькая будет привлечена к уголовной или иной ответственности во Франции, я считаю, любое решение со стороны французских властей предстоит обжаловать», – резюмировал адвокат.