Российские военные останутся в Южной Осетии на 99 лет. Именно на такой срок правительство республики собирается выделить участки территории под российские военные базы и пограничные заставы. Соответствующие соглашения стороны подпишут в ближайшее время, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на президента республики Эдуарда Кокойты.
Россия выполняет все взятые на себя обязательства по восстановлению республики
«Президиум правительства Южной Осетии принял решение о выделении земли для дислокации российских пограничников в республике на 99 лет. Думаю, на этот же срок будет выделена земля и под российские военные базы», – сказал Кокойты.
«В ближайшее время также будет подписано соглашение между минфинами Южной Осетии и России. Хочу подчеркнуть, что никаких противоречий между Цхинвалом и Москвой в вопросе восстановления республики, пострадавшей от грузинской агрессии, нет и быть не может», – добавил Кокойты, подчеркнув, что «Россия выполняет все взятые на себя обязательства по восстановлению республики».
По словам Кокойты, окончательное решение, касающееся территории для российских военных баз, должен принять парламент республики.
«Выделение земли под российские военные базы сроком на 99 лет – явление беспрецедентное, – уверен военный аналитик газеты ВЗГЛЯД Геннадий Нечаев. – Пожалуй, единственный аналог в мировой практике – американская база в Гуантаномо, отданная прежним кубинским правительством США за символическую сумму – 3400 долларов в год. Сам же договор является «бессрочным» и может быть расторгнут «только по обоюдному согласию сторон либо же при нарушении условий аренды». Правда, в отличие от американской базы, выделенная земля не будет обладать правом экстерриториальности.
Для Южной Осетии, располагающей небольшими вооруженными силами (по некоторым сведениям – не более 6,5 тыс. человек), размещение российского воинского контингента численностью 3700 человек на длительный срок станет надежной гарантией безопасности от посягательств со стороны соседей».
«Пока в республике стоят российские военные базы, мы можем быть спокойны за свою жизнь», – подтвердил газете ВЗГЛЯД заместитель директора ИА «ОСинформ» Юрий Бетеев.
На то, что российские военные пришли в республику всерьез и надолго, указывают и другие факты. Так, месяц назад стало известно, что одно из российских предприятий патентует систему обнаружения нарушителей, которой предполагается оснастить наиболее опасные участки грузино-осетинской границы. Система, реагирующая на малейшее движение, обойдется в немалую сумму – стоимость установки 250 метров заграждения составляет 1 млн рублей, но осетины считают, что оно того стоит.
«Считаю это очень правильным и, главное, своевременным решением, – говорит Бетеев. – Это поможет обезопасить мирных жителей от террористов и диверсантов, которые просачиваются через границу. Конечно, если грузинское руководство решится на вооруженное вторжение, против танковых траков эта система будет малоэффективна, но в этом случае агрессоры будут встречены вооруженным сопротивлением», – заверил он.
С решением югоосетинского руководства, озвученным в среду, согласны и абхазские коллеги. На прошлой неделе президент республики Сергей Багапш сообщил в интервью «Независимой газете», что в соответствии с недавно подписанными соглашениями российские базы будут находиться в Абхазии 49 лет, общее число военнослужащих составит 3800 человек, причем, подчеркнул Багапш, никакие кризисные явления не помешают реализации договоренностей.
«В Абхазии, как и объявлялось ранее, будет одна база в Гудауте с серьезным авиационным компонентом. Особых затрат на нее не предвидится, поскольку с советских времен существует необходимая инфраструктура, и ее лишь требуется подремонтировать», – заявил он.
То же касается и военно-морской базы в Очамчире. Она функционировала в советские времена, и все необходимые помещения, в том числе жилье для служащих, нуждается в не очень затратном ремонте. «И надо все-таки учесть, что на этой базе не планируется дислокация полусотни кораблей. Речь идет о нескольких боевых единицах, которые будут нести службу в акватории Абхазии на границе с Грузией», – уточнил Багапш.
Сухум убежден, что Тбилиси надолго останется для него главной головной болью. «Я думаю, что, пока в Грузии находится режим Саакашвили, проблемы еще будут. Сейчас там активизировалась оппозиция, готовая отправить Саакашвили в отставку, но связанных с ней особых ожиданий тоже нет. Как я могу доверять Нино Бурджанадзе, если она, будучи спикером, обещала одного своего сына послать на войну в Южную Осетию, а другого – в Абхазию?!» – задается вопросом Багапш.