«Ни в коем случае не вменяя США и НАТО целенаправленные действия по наркотизации России, тем не менее по фактическим потокам, захлестывающим нашу страну, мы обязаны сделать вывод как минимум о бездействии тех, кто принял на себя ответственность за происходящее в Афганистане», – приводит «Интерфакс» высказывание главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова на парламентских слушаниях, проходящих в Госдуме.
После начала операции «Несокрушимая свобода» и введения в Афганистан военных контингентов США и НАТО производство опиатов выросло в 44 раза
В то же время Иванов подчеркнул, что именно с началом военных операций США и Североатлантического альянса в Афганистане наркотрафик в Россию вырос.
«Показательно, что после начала операции «Несокрушимая свобода» и введения в Афганистан военных контингентов США и НАТО в 2001 году производство опиатов за семь лет выросло в 44 раза», – отметил он.
Глава ФСКН отметил, что эта тенденция очевидна, в «горячих точках» наркопроизводство возрастает: «Транснациональная организация наркогосударства и наркоэкономики в Афганистане отражает тот фундаментальный факт, что наркопроизводство в южных районах планеты неуклонно следует за геополитической напряженностью, образующейся, прежде всего, за счет иностранного военного присутствия. Неслучайно за последние двадцать лет мы стали свидетелями феномена миграции героинового наркопроизводства в географическом пространстве так называемого «золотого треугольника», обязанного своему возникновению войне в Индокитае, в Афганистан», – пояснил Иванов.
С главным борцом с наркотиками согласился и спикер Госдумы Борис Грызлов. «Именно тогда страна (Афганистан) стала абсолютным лидером по производству опиатов и поднялась на второе место в мире по производству марихуаны и гашиша», – подчеркнул он и напомнил, что борьба с наркотрафиком была одним из основных аргументов администрации президента Джорджа Буша-младшего в пользу ввода американских войск в эту азиатскую страну.
«Хотелось бы надеяться, что заявленные новые подходы президента США Барака Обамы возобладают и на афганском направлении внешней политики Соединенных Штатов в интересах достижения скорейшего решения проблемы афганского наркотрафика», – сказал Грызлов.
Спикер Госдумы также посетовал, что до сих пор западные партнеры России односторонне реагировали на предложения нашей страны по борьбе с наркотрафиком из Афганистана. «Они принимали во внимание лишь то, что отвечало их геополитическим и иным целям в регионе», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Поэтому спикер уверен, что в интересах международного антинаркотического сотрудничества было бы целесообразно активно задействовать парламентские структуры ОДКБ и НАТО. «Осознание масштаба наркотической угрозы побудило руководство страны принять комплекс мер, направленных на профилактику пресечения и преодоления последствий наркоагрессии, развернутой против России. Дальнейшее совершенствование получила отечественная антинаркотическая законодательная база, Российская Федерация уделяет первостепенное внимание наращиванию продуктивного международного взаимодействия в этой области», – сказал он.
Отметим, что действия международных сил в Афганистане неэффективны настолько, что они не могут справиться с ситуацией даже внутри страны. Накануне официальный британский источник сообщил, что в афганской провинции Гильменд 60% полицейских сами являются наркоманами.
Напомним, Россия не в первый раз бьет тревогу по поводу неграмотных действий войск альянса в Афганистане. Несколько месяцев назад Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков отчиталась в том, что Россия вышла на первое место в мире по объему потребления афганских опиатов, прежде всего героина, поскольку с момента начала контртеррористической операции НАТО в Афганистане объем производства наркотиков в этой стране вырос в 2,5 раза.
В четверг Виктор Иванов подтвердил, что против России с территории Афганистана развернута полномасштабная героиновая наркоагрессия – от наркотиков, произведенных в соседней с Пакистаном стране, ежегодно умирают 30 тысяч россиян призывного возраста, что вдвое превышает количество погибших советских военнослужащих во время войны в Афганистане. При этом Иванов особо отметил, что оперирует только официальными данными. «На деле количество потерь от афганских опиатов в стране значительно выше», – уверен он.
Чтобы справиться с ситуацией, в России постепенно повышаются объемы финансирования антинаркотической деятельности государства. Так, в следующем году на эти цели запланировано потратить 663 млн рублей, в то время как четыре года назад эта сумма равнялась приблизительно 550 млн.
Динамика роста наркопроизводства в Афганистане действительно свидетельствует о том, что национальная и международная антинаркотические стратегии в этой стране оказались неэффективными. В 2007 году размер площадей незаконных посевов опийного мака по сравнению с 2002 годом здесь увеличился более чем в 2,5 раза и оценивается в 193 тыс. гектаров. В прошлом году собрано 8200 тонн опия-сырца. Это на 34% больше, чем в 2006 году.
Афганские наркотики с каждым годом становятся все более ликвидными, на них можно приобрести оружие и боеприпасы для международных террористических организаций. «Ежегодно в Россию из Афганистана поступает порядка 18 тонн чистого героина. От реализации этого объема наркомафия получает порядка 16 млрд долларов. Это дестабилизирует политические системы стран транзита и служит подпиткой для террористической сети, в том числе на Северном Кавказе», – заявлял Виктор Иванова еще полгода назад.
Наркотрафик из Афганистана идет по трем основным маршрутам. Один из них – Балканский, он направляется в сторону Европы через территорию Ирана и Турции. Второй – Северный (или «Шелковый») – проходит через территорию России. Третий, Южный маршрут, идет через территорию Пакистана, Индию и затем морем по всему миру.
При этом Россия является своеобразным наркобуфером между Афганистаном и Европой. На черном рынке РФ в основном продаются афганские опиаты, которые составляют 90% в структуре наркозависимости, в то время как в Европе от них зависят менее 10%.
Ежегодно в России отмечался рост потребления наркотиков примерно на 20–30%.