Полное обновление
Проблемы российских школ обсуждались на всероссийском совещании руководителей органов управления образованием субъектов РФ.
Если человек отказывается расти и повышать знания, то он должен уйти из школы
Выступая на встрече, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что к 2014−2016 годам в России будут построены принципиально новые школы. Конкурс на архитектурные решения объявят до конца этого года.
«Очень важно сегодня не сохранять ветхие школы, которые не очень эффективны, а начинать строить новую образовательную сеть. И, конечно, в этих школах должно быть новое качественное образование», − ответил министр, подчеркнув, что данное направление реализуется в рамках президентской инициативы «Наша новая школа». Касаясь уровня повышения преподавания, Фурсенко заявил, что требования к учителям и директорам школ будут повышаться.
«Необходимо совершенствовать аттестацию учителей. Должен быть некий допуск к профессии. Если человек отказывается расти и повышать знания, то есть соответствовать новым требованиям, то он должен уйти из школы», − сказал министр, слова которого приводит РИА «Новости».
Со своей стороны министерство обещает помочь с профессиональным ростом: планируется, что педагоги смогут сами выбирать, где повышать квалификацию − в институте повышения квалификации, ведущих университетах, в научных центрах или на базе передовых школ.
Руководство в школах, по мнению Фурсенко, также должно пересмотреть свои обязанности. «Директор − это не только самый главный и лучший учитель. Директор − это в гораздо большей степени организатор», − сказал он.
Экзамен на честность
Особое внимание было уделено теме ЕГЭ, завышенные результаты которого неоднократно выявлялись в субъектах страны.
«Если вы правильно, честно и достоверно проведете экзамены, вы получите картину того, как учит ваша школа, ваши учителя, − сказал Фурсенко, обращаясь к представителям регионов. − Вы не результат подправляйте, а смотрите, что за этим стоит».
Министр добавил, что «будет помогать тем регионам, которые по объективным и даже по субъективным причинам не могут обеспечить должного уровня образования, но будет очень жестко подходить к тем случаям, когда вольно или невольно результаты экзаменов будут не показывать картину, а затушевывать ее».
По словам Фурсенко, ЕГЭ никогда не был и не будет единственной системой проверки знаний. Немаловажной составляющей в этом процессе являются олимпиады, отмечает ИТАР-ТАСС.
По данным министерства, в среднем по России количество победителей олимпиад в 2,5 раза больше, чем учеников, получивших высокие результаты по ЕГЭ. «Есть регионы, где количество высокобалльников и победителей один к одному, а есть регионы, где эта цифра различается в 20−30 раз − ни одного победителя олимпиад, но зато куча высокобалльников. Никто не любит, когда его обманывают, и я не люблю», − заявил Фурсенко.
Глава министерства призвал учителей «не заниматься натаскиванием учеников на тесты и не гнаться за процентоманией».
Школьный спад
Между тем эксперты отмечают, что конкурс среди педагогов будет расти, даже несмотря на реформу Министерства образования и науки.
Дело в том, что за последние 10 лет число российских школьников снизилось почти вдвое. В этом учебном году за парты сели 12 миллионов 962 тысячи учеников, что на 340 тысяч меньше, чем в 2008 учебном году.
Демографическая ситуация в стране начала ухудшаться с начала 1990-х годов, тогда в школах учились более 22 миллионов ребят.