Церемония открытия новой дрейфующей станции в Северном Ледовитом океане в воскресенье в 21.00 по московскому времени завершилась торжественным поднятием флагов России, Санкт-Петербурга, организатора экспедиции – петербургского Арктического и Антарктического НИИ и Международного Полярного года. А первая метеосводка с новой станции ушла в ГСТ (Глобальную систему телесвязи) еще раньше – в 18.00 по Москве.
Особенно важны эти исследования в сфере претензий России на континентальный шельф
Развертывание станции СП-36 прошло по плану и очень быстро. Погода для этих мест стояла хорошая, ледовая обстановка – нормальная. Поэтому несколько сот тонн грузов с судна «Академик Федоров» удалось выгрузить всего за несколько дней. Эти работы начались 3 сентября и закончились вечером 7-го. За короткое время на лед перенесли 20 домиков для полярников, три дизельных электростанции мощностью 30 кВт каждая, три трактора, четыре снегохода «Буран», продукты, топливо и т.д.
Точные координаты дрейфующей станции – 82 градуса 13 минут северной широты и 174 градуса 20 минут восточной долготы. Она расположилась в месте, которое полярные исследователи называют котловиной Подводников, до Северного полюса, который на географической карте – чуть правее и выше – всего 800 километров. Станция начинает дрейфовать на запад в направлении канадских вод. По плану экспедиция продлится один год.
На льдине сейчас 18 человек: это метеорологи, аэрологи, океанологи, инженеры-ледоисследователи, гидрографы, механики и др. Все они – россияне. Есть вероятность, что весной к ним присоединятся еще двое – немецкие ученые из Потсдама. Во главе экспедиции - опытный Юрий Катраев, который уже не раз зимовал и в Арктике, и в Антарктиде. Кроме ученых на льдине поселилась собака, которую «Академик Федоров» перед высадкой станции забрал на острове Врангеля.
Как рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД представитель Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета (ААНИИ) Ксения Ткаченко, судно «Академик Федоров» уже покинуло этот район: «24 сентября ориентировочно судно зайдет в порт Мурманска, а в октябре оно будет уже в Петербурге, где его подготовят к новому дальнему походу. До конца года «Федоров» отправится уже не в Арктику, а в Антарктиду».
Напомним, предшественницу СП-36 – дрейфующую станцию СП-35 в июле этого года пришлось снимать досрочно , примерно за два месяца до предполагаемого окончания экспедиции. Тогда льдина взяла неправильную траекторию и существенно уменьшилась в размерах.
По словам представителя ААНИИ, пока ледовая обстановка в зоне высадки СП-36 благоприятна и говорить о каких-то рисках преждевременно. Кроме того, льдина под новой станцией размером 6 на 6 километров больше старой (3 на 5 километра) и это вселяет дополнительную уверенность в том, что все будет в порядке.
Перед СП-36 стоит очень много научных задач, полное перечисление которых займет несколько страниц текста. В частности, специалисты будут осуществлять мониторинг окружающей среды, исследования в области метеорологии, океанологии, физики, механики льда, аэрологии. Как ожидается, эта работа поможет улучшить качество прогнозов погоды и даже объяснить причины глобальных изменений климата.
Как писала газета ВЗГЛЯД, о задачах России в Арктическом регионе руководители экспедиций на СП-35 и СП-36 подробно рассказали в июле этого года на пресс-конференции.
Начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Владимир Соколов отметил, что этому региону государство сейчас уделяет очень серьезное внимание. Об этом говорит хотя бы то, насколько вырос бюджет полярных исследований. На СП-36 будет потрачено почти 200 млн рублей, на СП-33 несколько лет назад выделялось только 70 миллионов.
Соколов рассказал, что ученые с предыдущей станции СП-35 получили уникальные данные о состоянии природы. Многие исследования были проведены впервые. Например, впервые применены комплексные детальные исследования обмена углекислого газа. Выяснилось, что этот газ не только поглощается в Арктике, но и отдается в атмосферу. Впервые произведено зондирование озоновой сферы до высоты 30 километров. До этого были только единичные замеры, а тут эта работа велась почти круглогодично. Впервые здесь применен высокоточный цифровой эхолот, осуществлено профилирование осадочного слоя морского дна.
«Особенно важны эти исследования в сфере претензий России на континентальный шельф», - отметил специалист.
По словам Владимира Соколова, конкуренция в Арктическом регионе в последние годы очень обострилась . Присутствовать здесь хотят уже не только приарктические государства, такие как Россия, Норвегия, Канада, но даже весьма далекие от этого места Китай, Индия, Италия.
Россия на сегодня располагает уникальнейшей информацией, добытой в ходе работы дрейфующих станций.
«Часть данных об атмосфере с СП-35 практически в прямом эфире могло получать все мировое сообщество. Мы, конечно, щедры, но все-таки не настолько, чтобы все отдавать», - заметил Владимир Самсонов.
К слову о конкуренции за Арктику: в воскресенье стало известно, что Канада в рамках кампании по укреплению «канадского суверенитета в Арктике» в столице своих северо-западных территорий - поселке Йеллоунайф развертывает постоянный контингент из резерва вооруженных сил численностью 100 человек.