Информация о деятельности шпионской сети США, созданной Теодором Рузвельтом в июне 1942 года, заняла 750 тыс. страниц отчетов.
Конечно, в России тоже раскрывают имена разведчиков, но мы тысячу раз взвешиваем необходимость принятия такого решения
По рассекреченным данным, в первую объединенную разведывательную службу Америки — предшественницу ЦРУ — входили тысячи историков, юристов, спортсменов и актеров.
В рядах шпионов значились сын Эрнеста Хемингуэя, двое детей Теодора Рузвельта, историк и специальный помощник президента Кеннеди Артур Шлезингер, исполнитель одной из ролей в фильме «Крестный отец» Стерлинг Хэйден и многие другие.
Все они работали на международную агентурную сеть. Сообщается, что шпионы анализировали военные планы, занимались пропагандой, осуществляли разведывательные миссии. На их счету операции в рядах Красной Армии Мао Цзэдуна, в Индокитае и в странах нацистского блока, пишет Associated Press.
«Национальный архив открыл более 35 тыс. официальных личных дел мужчин и женщин, служивших в Отделе стратегических служб (ОСС), который был военным разведывательным ведомством США», — говорится в сообщении пресс-службы государственного Национального архива Америки.
Рассекречиваемые личные дела представлены очень подробно: они включают анкеты, платежные ведомости, проездные документы, медицинские справки, награды и отличия, а также — в некоторых случаях — описания заданий, которые выполняли американские разведчики.
Отметим, что история первой американской спецслужбы была недолгой. В 1945 году она была расформирована президентом Трумэном, а через год на основе спецслужбы создали Центральную группу разведки, которая впоследствии преобразовалась в Центральное разведывательное управление США.
Обнародование секретных документов стало возможным благодаря усилиям Уильяма Кейси, бывшего директора ЦРУ, который передал миллионы секретных файлов в Национальный архив США.
Российские спецслужбы считают этот шаг ожидаемым. «По законам США, такие документы предаются огласке по истечению срока давности, поэтому, вероятнее всего, рассекречивание было плановым», — рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки России Сергей Иванов.
Подобные «акты открытости» демонстрирует и наша страна, но — с учетом интересов разведчиков — в более сдержанных масштабах.
К примеру, в декабре 2000 года общественности были представлены пара нелегальных разведчиков: Геворк Вартанян и его супруга Гоар. Они долгие годы проработали за рубежом, в частности, раскрыли заговор фашистских спецслужб, которые пытались совершить покушение на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции.
Не так давно была открыта информация об еще одном выдающемся разведчике — Алексее Михайловиче Козлове, который являлся секретным агентом советских спецслужб. Именно ему удалось добыть доказательства того, что режим ЮАР при помощи Израиля произвел испытания атомной бомбы, а также сведения о том, что Соединенные Штаты покупали обогащенный уран в Намибии, несмотря на международное эмбарго на торговлю с расистскими режимами.
«Конечно, в России тоже раскрывают имена разведчиков, но не так массово. Самое ценное в разведке — это люди, и прежде чем кого-либо раскрыть и обнародовать те или иные данные, мы тысячу раз взвешиваем необходимость принятия такого решения.
Важно, чтобы рассекречивание не отразилось на нормальной жизни самих разведчиков, (пусть уже и бывших), их близких, не навредило их контактам ни за рубежом, ни в России», — подчеркнул Сергей Иванов.