Во вторник, 12 августа, началась операция по вытеснению грузинских подразделений из Кодорского ущелья, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на «Вести–24».
В понедельник колонны с резервистами шли в двух направлениях: на юг, в Гальский район, и на север, к Кодорскому ущелью
В ходе операции абхазские подразделения задействовали различные виды вооружений, в том числе артиллерию и установки залпового огня «Град».
Как отметил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, по имеющимся у него сведениям, «операция развивается по намеченному плану».
«Продвижение войск есть», – добавил он.
С 5 утра Абхазия бомбила верховья, контролируемые Грузией после войны 1992–1993, с воздуха, а также артиллерией. Источник газеты ВЗГЛЯД в Генштабе Абхазии заявил, что передовые части войска непризнанной республики на 9 часов мск ведут бои в Кодорском ущелье, наступая на противника.
В настоящее время бой идет в верхней части ущелья, где ранее находился наблюдательный пункт миссии ООН.
«До начала операции мы предупредили о необходимости эвакуировать людей, что они и сделали», – сообщил министр.
Большая часть местного населения Верхнего Кодора, по данным министра обороны Абхазии Мираба Кишмария, покинула ущелье еще в понедельник. К остальным жителям, а также грузинским военным власти обратились с просьбой покинуть ущелье, воспользовавшись предоставленной возможностью.
«Если грузинские военные не сделают этого, мы будем вынуждены применить силу», – предупредил накануне Кишмария, слова которого приводит НТВ.
По информации главы абхазского МИД, первоначальная численность грузинских подразделений в ущелье составляла порядка трех тысяч человек, но с учетом того, что несколько дней подряд в этой зоне продолжались обстрелы и авиационные налеты, трудно сказать, сколько грузинских военнослужащих там осталось.
К открытию второго фронта Абхазия готовилась довольно давно. В стране была объявлена частичная мобилизация, в некоторых приграничных районах введено военное положение, а добровольцев было более чем достаточно.
«Обязательно что-то в сердце и в уме отзывается. Поэтому, если я стану об этом говорить, всё будет походить немножко на хвастовство. Я взял и приехал», – рассказал о своем решении один из жителей непризнанной республики.
«Мы будем нападать отсюда. Сначала освободим Кодоры, а потом поедем помогать своим братьям», – цитирует ополченца НТВ.
В понедельник колонны с резервистами шли в двух направлениях: на юг, в Гальский район, и на север, к Кодорскому ущелью, бомбардировки которого были временно приостановленны.
Сюда же стягивались российские миротворческие войска, перед которыми была поставлена задача избежать развития событий по осетинскому сценарию и разоружить грузинские войска. Между тем властям Грузии был предъявлен соответствующий ультиматум с требованием разоружения грузинских частей, расположенных в нейтральной зоне.
«Как мы неоднократно указывали, наличие тяжелого вооружения является грубейшим нарушением Московского базового соглашения 1994 года, – решительно напомнил Кишмария. – Такая войсковая группировка представляет угрозу абхазской государственности».
В ответ госминистр Грузии Темур Якобашвили заявил, что у Грузии в Зугдидском районе нет вооруженных формирований, а разоружение полицейских не входит в мандат российской стороны.
«Этот ультиматум выполнен не будет», – лаконично отметил он.
И операции был дан старт. Но несмотря на то, что Россия серьезно усилила миротворческую группировку в зоне грузино-абхазского конфликта, участие миротворцев в боевых действиях в Кодорском ущелье не подтверждается.
«Наши войска в Абхазии остаются в границах предписанной им зоны безопасности. Наши военные категорически отрицают все панические сообщения о том, что они якобы взяли город Гори или направляются в Тбилиси», – заявил постпред России при ООН Виталий Чуркин по окончании заседания Совета безопасности ООН во вторник, на котором обсуждалась резолюция по Южной Осетии.
Он также добавил, что «нужно весьма критически относиться к подобного рода информации». Кроме того, по словам Чуркина, Россия не поддержала проект резолюции Совбеза ООН по Южной Осетии, подготовленный французской стороной, так как беседа по ней «не привела ни к каким конкретным результатам и ни во что не вылилась».
По его словам, Россия выдвигает два требования: чтобы грузинские силы покинули Южную Осетию и чтобы Грузия подписала юридически обязывающие соглашения о неприменении силы как с Южной Осетией, так и с Абхазией.
«Пока со стороны Грузии и США всё время звучат серьезные оговорки либо зияют очевидные пробелы, и это не позволяет прийти к конкретным договоренностям», – сказал он.