Общество

31 июля 2008, 21:11

Российская малая авиация в пролете

Фото: ИТАР-ТАСС

На территории московского аэропорта Домодедово открылся первый международный авиасалон «Деловая авиация и авиация общего назначения России – 2008». В мероприятии приняли участие более 40 компаний из восьми стран мира. Салон проводится по инициативе Национальной ассоциации деловой авиации при поддержке профильных федеральных и региональных министерств, ведомств и служб. Однако отечественные самолеты бизнес-класса на нем не представлены.

Как сообщается в пресс-релизе авиасалона, основной целью выставки является «демонстрация перспектив развития и конкурентных преимуществ участников рынка деловой авиации и авиации общего назначения России на стремительно развивающемся глобальном авиационном рынке».

Условия для деловой и малой авиации за рубежом гораздо более либеральны, чем в России

На салоне представлены компании России, Украины, Белоруссии, США, Австрии, Португалии, Финляндии и Казахстана.

Подобные мероприятия, проводимые за рубежом, особенно в США (к примеру, авиашоу в Ошкоше), привлекают тысячи участников и сотни тысяч зрителей, что вполне естественно: лицензия на право управления воздушным судном есть у каждого трехсотого американца, а частный самолет имеется у каждого тысячного гражданина США. Однако в нашей стране такие мероприятия не вызывают столь живого интереса по целому ряду причин.

На мировом рынке деловой авиации доля Северной Америки составляет более 75%, Европы – около 20%, Латинской Америки – 5%, Азиатско-Тихоокеанского региона – 2,6%. В США насчитывается почти 9 тыс. пользователей деловой и частной авиации, парк которой уже перешел рубеж в 10 тыс. самолетов и вертолетов. Всего же в мире летает свыше 200 тыс. самолетов авиации общего назначения. Это целая воздушная армия, включающая 89% всех построенных летательных аппаратов.

Парк машин, находящихся в частном владении за океаном, поражает воображение: от экспериментальной категории, к которой относятся, например, реальные боевые самолеты (включая сверхзвуковые), участвовавшие в различных войнах, до VIP-лайнеров, не уступающих по оснащению самолету президента.

Однако большая часть авиатехники представлена пассажирскими машинами туристического класса, рассчитанными на перевозку 2–6 пассажиров, и корпоративными бизнес-джетами вместимостью не более 20–30 пассажиров, которые, как правило, обладают увеличенной дальностью полета, что позволяет менеджерам крупных компаний не зависеть от расписаний регулярных рейсов.

Да и обходится активная эксплуатация «корпоративного челнока» (corporate shuttle) дешевле, чем покупка авиабилетов: в начале 2008-го группа лоббирования частной авиации добилась льгот для покупателей частных самолетов, благодаря которым владельцы бизнес-джетов получают огромные налоговые льготы в первый год после приобретения самолета.

То же самое касается и других экономических аспектов эксплуатации частных лайнеров: стоимость навигационного обеспечения, стоянки в аэропорту и стоимость топлива для частников в разы ниже (кроме горючего, хотя и здесь частная авиация имеет существенные льготы).

К услугам пилотов-частников и частных авиакомпаний более 15 тыс. больших и малых аэропортов и несчетное количество аэроклубов – от простых до элитных. Простейший аэродром может быть просто кусочком поля, который не вспахивают и на который приземляются не чаще двух раз в год. Но официально он считается аэродромом и внесен в реестр.

В Европе с ее плотностью населения и централизацией частная авиация есть, но не в таких масштабах. Единственное исключение – Великобритания, где по статистике аэродромы занимают 1% территории страны. В Соединенном Королевстве существует 220 летных клубов и организаций по подготовке пилотов. Большая часть самолетов, используемых в школах, – американские, кроме этого, некоторые французские и английские модели легкого класса. Известно, что одна из школ использует также российский самолет Ил-103.

Тем не менее условия для деловой и малой авиации за рубежом гораздо более либеральны, чем в России. В нашей стране о чем-то подобном приходится только мечтать.

Если сравнить карты воздушной зоны вокруг Москвы и какого-либо западноевропейского города, то в глаза бросается несоответствие: за рубежом для полетов открыто практически все пространство и только небольшие зоны либо закрыты, либо требуют получения специального разрешения. У нас же все с точностью до наоборот: гигантские просторы, в которые путь самолетам заказан, и небольшие пятна на карте, где частным авиаторам летать дозволено.

Поэтому неудивительно, что в России сегодня зарегистрировано всего 50 самолетов, принадлежащих как корпорациям, так и отдельным бизнесменам. Еще около 80 машин владельцы держат за границей. Плюс около 70 заказов россияне разместили в ведущих авиастроительных фирмах мира. К этому списку следует добавить примерно 1,5 тыс. самолетов и вертолетов авиации общего назначения, находящихся в частном или коллективном (через аэроклубы и ассоциации) владении.

Также к принципиальным проблемам частной авиации в России можно отнести отсутствие отечественных самолетов для этой сферы, неприспособленность инфраструктуры действующих аэропортов для выполнения бизнес-рейсов, ограничения на использование воздушного пространства и действующее российское законодательство, которое если впрямую и не запрещает деятельность бизнес-авиации, то существенно ее ограничивает.

Стоит отметить и отсутствие гибкости со стороны государственных органов, регулирующих воздушные перевозки, что, впрочем, характерно для многих стран, в том числе и таких развитых, как Япония. Это сводит на нет ту простоту пользования деловыми самолетами, которая делала бы их столь же привлекательными, как, например, в США.

Именно этим и объясняется тот факт, что на выставке практически не представлены машины российского производства, за исключением Ту-154 в VIP-версии. «К сожалению, российские разработки будут только в проектном варианте на бумаге. А если говорить о живых экспонатах, которые будут стоять на статике, то, за исключением модернизированных Ту-134 VIP-класса, это будет только зарубежная техника делового класса», – посетовал президент Национальной ассоциации деловой авиации Владимир Лебедев.

Единственной специализированной отечественной машиной бизнес-класса, производство которой налаживается сейчас на Воронежском авиазаводе, является российско-украинский самолет Antonov Business Jet (ABJ), созданный на базе регионального пассажирского лайнера Ан-148-100. Компоновка ABJ представлена в двух вариантах: Elite (19 пассажиров) и Corporate Shuttle (38 пассажиров).

Среди несомненных положительных достоинств машины – большая дальность полета, которая составляет более 7 тыс. км. По оценкам специалистов, до 2015 года российским рынком будет востребовано порядка 60 самолетов Antonov BJ, то есть около половины из планируемых к постройке 123 машин.

Текст: Антон Васецкий

Вам может быть интересно

Путин: Грузы на границе России и Китая будут досматривать быстрее
Темы дня

Россия и Китай решили защищать торговлю от американских санкций

Президенты России и Китая дали важный сигнал, что готовы вместе найти выход из возникших проблем с банковскими расчетами в торговле из-за вторичных санкций США. Как Москва и Пекин могут убрать третьего лишнего из торговли друг с другом?

Путина в Китае встретили по фэншую

В ходе госвизита Владимира Путина в Китай стороны договорились углублять отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Отношения двух стран Путин описал фразой «русский с китайцем – братья навек». В чем заключаются особенности этого визита, каковы его предварительные итоги и чем встреча Путина в Пекине отличалась от приема лидеров других государств?

Представившийся писарем боец ВС России подбил Leopard и Bradley

Зеленский обвинил весь мир в неудачах ВСУ под Харьковом

Болгария потребовала от Газпрома компенсации за прекращение поставок газа

Новости

На улицах Гааги выстроились очереди к банкоматам за наличными

В Гааге выстроились большие очереди к банкоматам за наличными, поскольку в магазинах не принимают банковские карты.

МВФ: Конфискация активов РФ подорвет международную валютную систему

Международный валютный фонд (МВФ) выразил обеспокоенность возможными негативными последствиями для мировой валютной системы от планов западных стран использовать замороженные российские активы для поддержки Украины, заявила директор по коммуникациям МВФ Джули Козак.

Система обнаружения больших групп людей начала работу в лесах Подмосковья

В лесах Подмосковья начала работу система обнаружения больших групп людей, которая должна способствовать предотвращению лесных пожаров и борьбе с нарушениями, ведущими к ним, сообщил Комитет лесного хозяйства Московской области.

Россия решила выслать атташе по вопросам обороны Британии

Россия объявила атташе по вопросам обороны при посольстве Великобритании в Москве Адриана Когхилла персоной нон грата в ответ на высылку из Великобритании российского военного атташе, сообщили в МИД РФ.

Морская авиация уничтожила в течение дня 15 безэкипажных катеров возле Крыма

Морская авиация уничтожила в западной части акватории Черного моря три безэкипажных катера Военно-морских сил (ВМС) Украины, всего в течение дня было уничтожено 15 катеров, сообщили в Министерстве обороны России.

На Украине отменили бронь от мобилизации для букмекеров и курьеров

Министр экономики Украины Юлия Свириденко отменила ранее изданный ее министерством указ о предоставлении брони от мобилизации организациям по доставке, рекламным и букмекерским конторам, чтобы «не раскалывать общество».

Медведев назвал прощальным визит Зеленского в Харьков

Визит украинского президента Владимира Зеленского в Харьков был «прощальным», заявил заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев, он сопроводил сообщение фотографией казни итальянского диктатора Бенито Муссолини.

Си Цзиньпин призвал «лечить корень» кризиса на Украине

Для урегулирования украинского кризиса необходимо разобраться с корнем проблемы, заявил глава Китая Си Цзиньпин на неформальной встрече с российским лидером Владимиром Путиным в Пекине.

Названы сроки подписания контракта России и КНР по «Силе Сибири – 2»

Россия рассчитывает в ближайшее время подписать контракт на строительство газопровода «Сила Сибири – 2» в Китай через Монголию, сообщил вице-премьер Александр Новак.

Британия предупреждала Киев о наступлении российской армии под Харьковом

Британская военная разведка предупреждала Украину о том, что российские войска могут начать наступление в Харьковской области, пишет Guardian.

В Молдавии назвали дату проведения референдума о вступлении в ЕС

Парламент Молдавии назначил на 20 октября, в день президентских выборов в стране, проведение конституционного референдума по вопросу вступления республики в Евросоюз.

Госдеп признал «невероятно отчаянное» положение ВСУ

США считают «невероятно отчаянным» положение украинских войск, но военная помощь могла бы помочь изменить ситуацию, заявил заместитель официального представителя Госдепартамента Ведант Патель.
Мнения

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».

Борис Акимов: Нам нужна диктатура эстетики

В Российской империи был свой крепко сбитый стиль. Авангард постреволюционной России – сильнейший и узнаваемый стиль страны, мощнейшее эстетическое высказывание на тему коммунистических смыслов. У сталинского СССР тоже был свой метаязык, который ни с чем не спутаешь. А что такое эстетика современной России?
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?