Страны ЕС пришли к соглашению о необходимости ужесточения ответственности за подстрекательство к террористическим действиям, чтобы пресечь активность боевых группировок в сети Интернет, сообщает Reuters.
Ресурсы вроде блогов, чатов или форумов стали платформой для планирования спецопераций, обмена опытом или массовой пропаганды
Поводом для беспокойства силовых ведомств, по данным агентства, стали сообщения полиции, содержащие указания на то, что в последние годы глобальная сеть привлекает все больше внимания террористических бандформирований, для которых ресурсы вроде блогов, чатов или форумов стали платформой для планирования спецопераций, обмена опытом или массовой пропаганды.
«Интернет используется для вдохновения местных террористических группировок и превращается в виртуальный боевой лагерь, – цитирует агентство текст, озвученный на заседании ЕС одним из министров. – Поэтому каждое государство обязано принять все необходимые меры, чтобы обезопасить себя от террористической угрозы, в том числе от публичных провокаций, набора рекрутов или обучения противоправным действиям».
Это заявление в целом согласуется со мнением координатора ЕС по борьбе с терроризмом Жиля де Кершова, который ранее заявлял, что угроза терроризма в Европе не уменьшается, а в Интернете существует около 5 тыс. сайтов, используемых террористами для создания радикальных настроений у европейской молодежи, отмечает BВС.
В итоге отныне по решению министров юстиции стран – членов Европейского союза распространение призывов к проведению терактов, а также публикация на интернет-сайтах инструкций по созданию взрывных устройств признается уголовно наказуемым деянием.
Рамочное соглашение дает право судам потребовать от провайдера закрытия сайта с таким содержанием, если соответствующий сервер расположен на территории Европейского союза.
Кроме того, министры внутренних дел совместно с министрами юстиции ЕС приступили к разработке системы раннего оповещения о краже или пропаже взрывчатых веществ и детонаторов, а также о закупках крупных партий материалов, которые могут быть использованы для создания взрывных устройств. Новая схема должна заработать в странах Европейского сообщества уже в ближайшие месяцы.
По словам министра юстиции ФРГ Бригитте Циприс, ряд стран выступал за более жесткий вариант соглашения. В частности, они предлагали сделать уголовно наказуемыми и попытки распространения террористической пропаганды, то есть само по себе написание экстремистского текста каралось бы по закону.
Однако большинство стран, среди которых были Германия и Скандинавские государства, выступили против подобной идеи.
«Мы против введения уголовной ответственности за несовершенные преступления», – объяснила Бригитте Циприс, слова которой приводит Deutsche Welle.
Г-жа Циприс не назвала, кто именно выступил инициатором подобной идеи, но, судя по информации Reuters и агентства «Интерфакс», сторонниками более жесткой инициативы могли выступить Испания, Великобритания и Италия, где наказание за подстрекательство к терроризму было предусмотрено законом уже давно. Впрочем, именно эти три страны чаще остальных в Европе страдают от действий различных террористических групп.
Впрочем, правозащитники серьезно сомневаются в том, смогут ли европейские силовики обнаружить тонкую грань, которая отделяет самовыражение от действий экстремистского характера.
«Законодатели могут столкнуться с проблемой, когда человек в Сети высказывает личные суждения по борьбе с терроризмом, а его высказывания принимают за призывы к разжиганию расовой или религиозной розни», – пояснил газете ВЗГЛЯД начальник управления государственной защиты прав человека аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Владимир Тамбовцев.
По его мнению, западная судебная система справится с поставленной задачей только в том случае, если сможет привлечь достаточно квалифицированных специалистов – историков, философов и психолингвистов, которые будут проводить качественную экспертизу сетевых ресурсов.
Напомним, что российские силовые ведомства уже выступали с идеей создания при МВД России специального центра по проведению психолингвистических экспертиз сайтов, предположительно размещающих материалы экстремистского толка.
Правда, как пояснил тогда газете ВЗГЛЯД сотрудник Российского федерального центра судебной экспертизы, российская система абсолютно не готова к подобным решениям, так как в стране на сегодняшний день насчитывается «всего пять человек, которые именуют себя психолингвистами, однако понятия «психолингвистическая экспертиза» нет в государственном списке», а вузы таких специалистов на рынок не поставляют.