Администрация президента Соединенных Штатов Джорджа Буша и Пентагон тайно использовали ведущих военных аналитиков, работавших для крупнейших американских СМИ, в целях пропаганды кампании в Ираке и управления общественным мнением.
Недовольство в обществе уже дало первые ростки на благодатной почве, подготовленной журналистами, приезжавшими из Ирака
К такому выводу пришли сотрудники газеты New York Times, собравшие порядка 8 тыс. различных свидетельств, компрометирующих правительство США. Стоит отметить, что само издание в свое время тоже выступало площадкой для псевдовоенных дебатов. Наряду с ним в кампании оказался замешанным и авторитетный Wall Street Journal, а также ведущие телеканалы США: CNN, Fox, NBC, CBS, ABC – и множество изданий местного значения.
По данным газеты, идея подобной пропаганды зародилась еще в 2002 году с подачи Тори Кларка, второй ключевой фигуры в управлении по связям с прессой Пентагона. Он добивался появления в средствах массовой информации «независимых голосов», которые оказали бы поддержку правительству по вопросу необходимости атаковать Ирак.
Рупором правительства были выбраны высокие военные чины в отставке, чье мнение в силу опыта и возраста не могло подвергаться цензуре и обладало достаточным весом в обществе.
По словам бывшего работника Министерства обороны г-на Ди Рита, привлечение аналитиков для этой кампании было «делом сознательным», так как недовольство в обществе уже дало первые ростки на благодатной почве, подготовленной журналистами, приезжавшими из Ирака и вещавшими в массмедиа о бесчеловечном обращении с пленниками, низком моральном облике американских войск и реальных силах противника.
«Для освещения этих проблем аналитики выглядели как нельзя более представительно», – отметил Ди Рит.
Вместо реальных фактов к аналитикам поступала заранее подготовленная информация от чиновников из Белого дома, Министерства иностранных дел США и Министерства юстиции, включая Чейни, Альберто Гонсалеса и Стивена Хэдли. В результате правительство США надеялось вести войну, освободившись от внутренних противоречий, к которым некогда привела война во Вьетнаме.
В этом деле замешан не только политический, но и сугубо финансовый интерес. Из документов, полученных New York Times, следует, что большинство военных аналитиков состояли в весьма тесных контактах с подрядными организациями, связанными с вооруженными силами США, будь то лоббисты, ключевые должностные лица, члены советов директоров различных компаний или военные консультанты.
Среди компаний-подрядчиков можно встретить не только крупнейшие оборонные холдинги, но и более мелкие компании, и все они состоят в жесточайшей конкуренции друг с другом, в борьбе за сотни миллиардов, которые дает бизнес, основанный на государственной войне с терроризмом, где инсайдерская информация и легкий доступ к высокопоставленным чиновникам никогда не теряют свою цену.
Однако выступления в эфире телеканалов были только частью обширного плана. С помощью аналитиков были проведены многочисленные брифинги и пресс-конференции. Кроме того, именно с их помощью правительство США и Пентагон уходили от обвинений в нарушении прав человека в Ираке в 2003 году или в 2005 году в тюрьме Гуантанамо.
В ходе таких «театрализованных» путешествий они получали особые привилегии, в частности доступ к псевдо государственной тайне.
Впрочем, для тех военных специалистов, которые обладали связями в военной промышленности, пристальное внимание властей открыло доступ к расширившемуся кругу влиятельных чиновников, которые не встретились им ранее, во время естественного продвижения по служебной лестнице.
Так, Чарльз Нэш, отставной капитан морского флота, а ныне аналитик телекомпании Fox News, в последние годы занимался тем, что помогал небольшим компаниям выходить на рынок военной промышленности. Возможности, которые открыла ему кампания Пентагона, он оценил весьма положительно. Таким образом у него появился доступ к высшим военным чинам, многих из которых он не встречал даже во время службы на флоте.
«[На этой работе] вы начинаете понимать, что для них важно, – пояснил он. – А возможность видеть все своими глазами несравнима ни с чем в мире».
Примечательно, но сожаление или раскаяние за участие в массовой пропаганде, которая столько лет преподносилась в качестве независимой аналитики, выразили лишь единицы, среди которых оказался другой недавний аналитик Fox News, бывший член десантно-диверсионных войск США Роберт Бевелаккуа, а также бывший военный аналитик NBC Кеннет Аллард.
Когда условия в Ираке начали ухудшаться, вспоминает г-н Аллард, каждый из них обнаружил зияющую пропасть между словом «аналитики» и тем, что действительно происходило на другом континенте.
«И днем и ночью мы не переставили чувствовать себя мошенниками», – отметил он.
Официальные лица США, несмотря на разоблачение, от своих действий не отреклись и продолжают настаивать на чистоте своих намерений.
«Единственной целью этой кампании было честное информирование американской нации», – подчеркнул официальный представитель Пентагона Брайан Уитман, который, впрочем, выразил неподдельное изумление в электронном письме тем, «как можно было превратить бывших высших офицеров в марионеток Министерства обороны».