Самыми массовыми танками, согласно отчету, станут российский Т-90, китайский «Тип 98» и пакистанский «Аль Халид» (Al Khalid).
последний танк «с нуля» построен в США в 1999 году: с тех пор американские заводы лишь модернизируют уже построенные машины
Наиболее массовым серийным истребителем после 2013 года станет Lockheed Martin F-35 Ligtning II, которым США планируют заменить все существующие сейчас типы ударных самолетов, кроме тяжелых истребителей.
В докладе отмечается, что «навороченные» и потому супердорогие танки, такие, как новые модификации германского Leopard II и американского Abrams M1, составят лишь незначительную долю мирового производства основных боевых танков (ОБТ) – не более 14%, причем на эти машины придется 22% совокупного военного бюджета.
К этой категории следует отнести французский Leclerc, южнокорейский К1А1, израильский Merkava Mk.IV, британский Challenger II и новейший японский танк, который пока даже не получил открытого обозначения. Японская машина будет самой дорогой из всех: ее стоимость после 2010 года, когда планируется начать серийное производство танка, оценивается в 700 млн йен (около 6,5 млн долларов) – вдвое выше, чем у «Абрамса». Как считают эксперты, японский танк получит самую передовую электронику, например, систему распознавания образа цели и схему, позволяющую танкам обмениваться тактической информацией в бою.
Сравнительно небольшие объемы производства ОБТ эксперты Forecast International и, в частности, Грегори Феттер, составитель ежегодного «танкового хит-парада» MBT Top Ten, объясняют просто: эти машины или вовсе не предлагаются на экспорт (как Merkava – специфический танк, «заточенный» исключительно под местные условия Израиля, или корейский К1А1, созданный под антропометрические данные жителей Юго-Восточной Азии), либо поставки на внешний рынок будут совсем невелики, как в случае с «Леопардом» (хотя потенциальный интерес к ним проявляют Канада и Австралия, имеющие на вооружении танки этого типа более ранних модификаций) или «Леклерком» (состоит на вооружении ОАЭ, к нему проявляет интерес Саудовская Аравия и ряд «нефтяных монархий», впрочем, как и к российским машинам).
Кроме того, многие новые танки, вроде «Леопарда-2», модификации A6EX и новых моделей «Абрамсов» будут получены путем капитальной модернизации уже выпущенных машин. К слову – последний танк «с нуля» построен в США в 1999 году, с тех пор американские заводы лишь модернизируют уже построенные машины.
По мнению экспертов, большая часть танков в мире будет произведена в России, КНР и Пакистане. Причем многие танки Т-90, имеющие прямую преемственность конструкции с более ранними моделями – Т-80 и отчасти с Т-72, – будут получены путем глубокой модернизации. В частности, ей подвергнется Т-80УД «Береза», на котором полностью заменят моторно-трансмиссионное отделение, СУО и значительно улучшат бронезащиту. Не случайно «Березы», выработавшие ресурс, не отправляются на металлолом, а накапливаются на базах хранения.
Сами Т-90 не попали в американский топ лишь по одной причине: они испытывают проблемы с качеством, прежде всего – литых башен, производимых «Уралвагонзаводом» (УВЗ). По этой причине в свое время возникали проблемы с военной приемкой в странах-импортерах, например, Индии и Алжире.
В течение нескольких лет УВЗ не может повысить качество литья (между прочим, это касается и продукции, выпускаемой для МПС) по простой причине – отсутствуют квалифицированные работники (в последние годы это колоссальная, критическая проблема российской оборонки).
Впрочем, частичным решением стала разработка башни сварной конструкции: эта модификация называется Т-90А. Кстати, Т-90 рассматривается саудитами как альтернатива пакистанскому «Аль Халиду» и «Леклерку». Танковый парк этой страны, который составляют французские АМХ-30 и американские М60, на сегодня безнадежно устарел. По сведениям источников в отрасли, с конца 2007 года ведутся консультации о приобретении страной установочной партии Т-90 примерно в 100 машин.
Собственно, альтернативой сравнительно недорогому и мало чем уступающему европейским и американским аналогам Т-90 для государств Ближнего Востока является единственный современный «исламский танк» – пакистанский MBT-2000 Al-Khalid производства Heavy Industries Taxila.
Нужно уточнить, что пакистанский он лишь номинально. В середине 1990-х Китай заключил контракт с Пакистаном на поставку танков «Тип 90-II». В местной инкарнации на китайской машине установлен украинский дизельный двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. и динамическая защита лобовой проекции корпуса и башни (китайского производства). Возможно, экспортные версии получат украинскую систему активной защиты «Нож» производства харьковского «Завода им. Малышева». Таким образом, украинские танкостроители (заметим, что собственное производство танков на Украине благополучно «загнулось», не в последнюю очередь благодаря «оранжевым») получат шанс конкурировать с российскими коллегами.
Но, пожалуй, самым большим конкурентом российским танкостроителям станет китайский «Тип 98», который стал техническим прорывом китайской военной промышленности. Раньше в КНР лишь копировали или «творчески развивали» советские образцы на базе танков второго послевоенного поколения Т-54/Т-62. Разработки концепции танка третьего поколения начались в Китае в 1970-х годах. Его конструктивные решения обкатывались на опытных моделях WZ-1224 и WZ-1226, созданных в 1980-е годы, а также экспортных образцах «Тип 90-II»/MBT-2000. К концу 1990-х годов Китай наконец создал свой перспективный танк.
Основными разработчиками машины были Северокитайский исследовательский институт машиностроения №201 (NEVORI, Пекин) и Первая машиностроительная компания FIRMACO (бывший завод №617 в Баотоу, Внутренняя Монголия). При проектировании танка его концепция несколько раз менялась. Предлагались варианты с 120- или 105-миллиметровой пушкой западного образца, с автоматом заряжания и без него, с газотурбинным или дизельным двигателями.
К 1984 году компромисс был найден, и было решено использовать концепцию советского танка Т-72 с повторением его компоновки и некоторых конструктивных решений. Корпус нового прототипа был создан заново, и его носовая часть фактически повторяла конструкцию танка Т-72М. То же самое произошло с ходовой частью – многие ее элементы были скопированы с Т-72М (точнее, с «Тип 90-II»). От него также унаследовано вооружение, механизированная боеукладка с автоматом заряжания и многое другое.
Однако на самом деле Китай не собирается перевооружать всю свою армию подобными машинами из-за дороговизны и технической сложности. Они предназначались, в первую очередь, для элитных подразделений и на экспорт.
В части производства самолета-истребителя, по мнению экспертов, единоличными лидерами будут американцы: массовое производство F-35 начнется после 2014 года, когда производство «евроистребителей» EF-2000 уже завершится, Су-35 только начнется, а российский (возможно, российско-индийский) самолет пятого поколения Т-50 будет выпущен небольшой установочной серией.
Впрочем, и до этого срока темп производства истребителей в мире будет немалым: по 300 машин в год. При этом рекорд десятилетия будет установлен в этом году: общий объем производства истребителей в мире составит 16.1 млрд долларов, ожидаемый минимум в 14,8 млрд придется на 2013 год. По мере развертывания российских и американских (возможно, и китайских) программ к 2017 году объем выпуска продукции составит во всем мире 18,3 млрд долларов и в дальнейшем будет помногу, но устойчиво повышаться – это связано с необходимостью замены морально стареющего авиапарка, прежде всего, в России и США и отчасти – в КНР.
При этом лидером будет оставаться программа F-35 – из-за необходимости перевооружения всего парка ВВС США, авиации Корпуса морской пехоты и отчасти – флота единым типом самолета, с учетом производства не менее 1000 таких самолетов для союзников (а в производстве и разработке самолета участвуют десятки стран) и с учетом возможных поставок в третьи страны. Оценить соотношение производства таких самолетов в России и на Западе довольно сложно, но эксперты считают, что до трети истребителей будут произведены в нашей стране.