Из тех грехов, которыми стоит пополнить хрестоматийный список, архиепископ Джанфранко Джиротти выделил генную инженерию, опыты на людях, загрязнение окружающей среды, социальную несправедливость, доведение до бедности, неумеренное обогащение и употребление наркотиков.
Заняться философским обоснованием нововведений отцы католической церкви намерены заняться в ближайшее время
«Грехи нашего времени имеют социальный резонанс, равно как и индивидуальный. Причина тому – великий феномен глобализации. Сейчас как никогда важно обращать внимание на свои грехи, потому что их последствия будут значительнее и разрушительнее, чем раньше», – заявил глава апостольского пенитенциария в интервью официальной газете Ватикана.
Опыты над людьми вызвали у него максимум возмущения. Архиепископ уверен, что ученые своими экспериментами и генетическими манипуляциями, результат которых сложно предсказывать и контролировать, порой полностью нарушают основные права человеческой природы. Также он высказывался против клонирования людей.
Что же касается загрязнения окружающей среды, то это является одним из самых страшных бичей современного общества не только по мнению Джанфранко Джиротти.
В последние месяцы в защиту природы неоднократно высказывался и сам папа римский Бенедикт XVI. Он подчеркивал, что экологические изменения могут существенно повлиять на цельность человеческой расы. В результате на многих зданиях Ватикана были установлены производящие электричество фотогальванические батареи, также была проведена научная конференция на тему последствий глобального потепления и изменения климата, в наступлении которого особо обвинялось применение старого горючего.
Огорчение главы апостольского пенитенциария вызывает и тот факт, что в последние годы число католиков во всем мире постоянно уменьшается. Соответствующие данные опубликовал недавно Миланский католический Университет. Согласно статистике, более 60% католиков в Италии отходят от веры. 30% верующих считают, что нет необходимости в священнике, как посреднике между человеком и Богом, 20% чувствуют себя неудобно, когда им приходится говорить о своих грехах с другим человеком.
Католическая Церковь надеется преодолеть недоверие прихожан к исповеди с помощью курсов повышения квалификации священников. Теперь отцы Церкви должны будут искать подход к людям, которые живут в разводе или в однополых браках.
Стоит отметить, что с утверждением нового списка грехов у священнослужителей могут возникнуть некоторые трудности. Традиционно римско-католическая церковь делит грехи на простительные, менее серьезные, и смертные – те, которые угрожают душе вечным проклятием, если человек умирает, не искупив их исповедью и покаянием. Катехизис Католической Церкви говорит, что сразу после смерти душа умершего в смертном грехе погружается в ад.
И хотя точного списка смертных грехов не существует, многие верующие принимают перечень с широкими их определениями, составленный в VI веке Папой Григорием Великим и ставший популярным в Средние века благодаря «Божественной комедии» Данте. В него входят похоть, чревоугодие, алчность, уныние, гнев, зависть и гордыня.
Классический список из семи грехов неоднократно критиковался богословами. Так, в XVII веке уныние в этом списке было заменено на праздность. Впоследствии каждому из семи смертных грехов подобрали соответствующую добродетель: целомудрие, воздержание, сдержанность в еде, прилежание, терпение, доброту и смирение.
Также, согласно последним трактовкам, к смертным грехам относятся тяжкие нарушения Десяти заповедей и Заповедей блаженства – в частности, убийство, использование контрацептивов, аборт, лжесвидетельство, супружеская измена и похоть.
Что же касается генной инженерии, опытов на людях, загрязнения окружающей среды, социальной несправедливости, доведения до бедности, неумеренного обогащения и употребления наркотиков, то подобрать им соответствующие противопоставления будет не так-то просто. Впрочем, заняться философским обоснованием нововведений отцы католической церкви намерены в ближайшее время.
В Русской Православной Церкви к инициативе коллег отнеслись с пониманием. Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин, необходимость осознания и искупления греха важна в православной традиции так же, как и в католической.
«Конечно, разделение всех грехов на семь достаточно условно. И Православная Церковь никогда не стремилась формализовать понятие греха, – подчеркнул отец Всеволод. – В нашей Церкви списки грехов содержатся в книге, которая готовит человека к исповеди. В последние годы в этих книгах появилось много описаний новых разновидностей старых грехов. Это бесконечный просмотр развлекательных программ, игромания, увлечение азартными играми. Но суть всякого греха неизменна – это гордыня, похоть, потеря связи с богом, внутренняя нечистота. Именно поэтому вне зависимости от разновидности греха способ борьбы с ним всегда один – осознать его, раскаяться и больше не повторять. А учитывая то, что сейчас – время Великого поста, сделать это – самое время».