Общество

13 февраля 2008, 12:02

Российские сценаристы бесправнее коллег из США

Фото: cinema.ru

Переговоры Гильдии сценаристов Голливуда с одной стороны, продюсеров и владельцев ведущих киностудий – с другой увенчались успехом. Во вторник кинодраматурги провели в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе голосование, которое должно было решить, прекратить забастовку, принесшую индустрии миллиардные убытки, или нет. Вердикт был положительным. Российские сценаристы считают, что в нашей стране отстаивать права таким образом невозможно, потому что сама отрасль абсолютно нецивилизованна.

Проект контракта с голливудскими киностудиями, который был разработан сторонами в ходе закрытых консультаций, понравился почти 93% голосовавших из 3775 членов гильдии, сообщает «Росбалт».

К власти пришли продюсеры, которые разбираются только в деньгах – и не в деньгах даже, а в том, как именно «разбирать» их

Новый трехлетний договор между Гильдией сценаристов и Ассоциацией продюсеров кино- и телефильмов США будет подписан после урегулирования ряда незначительных разногласий, отметили в организации драматургов.

Часть бастовавших сценаристов вышла на работу уже в среду. Таким образом, снята угроза, нависавшая над церемонией вручения «Оскара», которая состоится 24 февраля. А опасность была серьезной: «Золотому глобусу», своеобразной репетиции вручения главных кинонаград, сценаристы перед этим уже объявили бойкот.

Напомним, затяжная забастовка сценаристов началась 5 ноября прошлого года после того, как в конце октября истек срок действия предыдущего трехлетнего договора между студиями и сценаристами.

Аналитики отмечали, что схватка на киноарене произошла на исключительно сложном этапе развития отношений между ключевыми игроками киноиндустрии.

Как писало агентство ИТАР-ТАСС, появились новые носители и способы доставки кино- и видеопродукции потребителям. А каждая новая технология должна быть «оценена и описана» в новых «кондуитах», в соответствии с которыми сценаристы будут получать гонорары.

«Сценаристы не хотят бастовать, но они настроены и готовы предпринять жесткие единые действия, чтобы защитить свои права. Мы должны получить контракт, чтобы иметь финансовую выгоду в киноиндустрии», – заявил председатель гильдии Патрик Верроне.

Однако продюсеры сочли требования неоправданными: «Мы готовы встретиться снова в любое время и по-прежнему хотим найти честный и разумный выход, который позволит нам работать, но вопрос о DVD – это главное препятствие для переговоров», – цитировало агентство BBC главу ассоциации продюсеров Николаса Каунтера.

В конце прошлой недели сценаристы и продюсеры достигли предварительного согласия в вопросах размеров отчислений с продаж фильмов в Интернете и на DVD, а также просмотров записей фильмов и телешоу в Интернете. Именно этот пункт и был камнем преткновения во взаимоотношениях голливудских цехов. До сих пор сценаристам причиталось 0,36%, а они требовали 2,5%.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к мэтрам отечественной кинодраматургии, чтобы выяснить, настолько российские сценаристы довольны уровнем оплаты труда и приемлем ли для них такой способ борьбы с продюсерами.

«Сценаристы о сумме гонораров договариваются лично, причем отдают хозяевам картины все свои права (не хотите подписывать договор – не надо, вот и весь разговор). Российские режиссеры и сценаристы после того, как фильм готов, ничего не получают. Они могут рассчитывать только на то, что им сразу заплатят по договору, в котором записан отказ от всех последующих прав. Остальное остается в руках хозяев картины, – посетовал в интервью газете ВЗГЛЯД знаменитый режиссер и сценарист, автор ряда фильмов о Шерлоке Холмсе и ленты «Зимняя вишня» ́Игорь Масленников. – Например, по телевидению все время показывают моего «Шерлока Холмса». Вы думаете, я получаю с этого хоть копейку? Ничего не получаю! Я даже не знаю, кому принадлежит фильм!» – подчеркнул мэтр.

Если какие-то отчисления с фильмов и идут, то это случаи единичные, поддержал коллегу не менее именитый кинодраматург Александр Бородянский, перу которого принадлежат сценарии к фильмам «Афоня», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и многим другим.

«Мы, сценаристы и режиссеры, получаем проценты на «Мосфильме» с продажи старых фильмов, договоры на которые были заключены еще до 1991 года. Организация выплачивает проценты с прибыли от продаж картин на телевидение. Я лично в некоторые годы получаю приличные деньги… Но все это – добрая воля «Мосфильма» и Карена Георгиевича Шахназарова, которая длится уже 15 лет, но в принципе в любой момент они могут взять и отменить этот параграф, и мы ничего не сможем с этим поделать», – рассказал Бородянский газете ВЗГЛЯД.

При этом бороться «американскими» методами российские сценаристы не могут и вряд ли смогут в обозрим будущем.

«Ничего общего с американцами наша ситуация не имеет, – уверен Игорь Масленников. – Там организация существует давно, работает серьезно, да и разговор идет совсем о других деньгах. У нас сценаристы не объединены ни в малейшей степени. Гильдия сценаристов кино и телевидения России существует номинально, и повлиять на коммерческие процессы, которые происходят в нашем кинематографе и на телевидении, не в состоянии. Сейчас к власти у нас пришли продюсеры, причем те, которые не очень разбираются в кинематографе. Они, может быть, разбираются в деньгах – и не в деньгах даже, а в том, как именно «разбирать» их…

Капиталистические формы управления у нас – в зачаточном состоянии», – резюмировал сценарист.

Отчасти в этом виноваты и сами кинодраматурги.

«Когда-то между гильдиями продюсеров и сценаристов был заключен контракт, но он такой, ориентировочный. Был даже утвержден госсписок сценаристов, гонорары у которых должны быть выше, но это тоже чисто рекомендательный шаг, – пояснил Александр Бородянский. – В Америке все по-другому. Там раз в три года устанавливается минимальный уровень гонораров, который все обязаны соблюдать.

Чтобы у нас было что-то подобное, надо, чтобы, во-первых, все сценаристы был членами гильдии и, во-вторых, выполняли требования этой гильдии. В США все кинодраматурги с гонораров платят отчисления в местную гильдию, выполняющую функции профсоюза. Мы тоже хотели сделать, как в Америке, но получилось все не так. К нашей гильдии в Союзе кинематографистов сейчас относятся как к творческой организации. Мы не привыкли, что это должен быть орган, который защищает экономические, авторские и прочие права. Не доросли еще до этого».

За пятилетний период средний годовой доход члена профсоюза сценаристов составлял 62 тыс. долларов. В России сейчас сложилась такая ситуация, что невозможно даже выяснить, сколько в среднем получают отечественные кинодраматурги и довольны ли суммой своих гонораров.

«По Гражданскому кодексу продюсеры должны платить сценаристам от прибыли, но сама эта прибыль почти неизвестна, если только речь не идет о фильмах-рекордсменах типа «Дозоров», продолжения «Иронии судьбы» (да и то продюсеры часто публикуют завышенные цифры, потому что хотят быть рекордсменами), – говорит Александр Бородянский. – В советские времена и вовсе шел черный нал, который нигде не фиксировался. А если фильм не принес денег, как я могу получить с них процент?

Если бы мы в кинотеатрах ввели электронный билет, тогда с определенным процентом допуска стали бы известны реальные расходы и прибыли продюсеров. Тогда можно было бы нанять адвоката и отстаивать свои права. А подсчитать прибыль с DVD и вовсе невозможно, поскольку они в большинстве случаев пиратские.

Справедливости ради надо заметить, что наше кино по-настоящему прибыльно только в единичных случаях», – считает автор «Афони».

«Никто не знает, сколько в среднем получают сценаристы. Это все сговоры, конкретные договоренности, не ограниченные никакими правилами. Первый канал платит бешеные деньги кому захочет, а фильмы, которые делаются на средства московского правительства или Федерального агентства по кинематографии, – копеечные, – подтверждает Игорь Масленников. – Самые богатые картины – те, которые делаются для телевидения, потому что каналы возвращают эти деньги немедленно при помощи сумасшедшей рекламы.

Проката серьезного в России нет, весь он в американских руках. А туда попасть нереально, потому что репертуарные списки расписаны на год вперед».

Перспективы развития отрасли, перевода отношений внутри цехов российского кинематографа мэтры расценивают пессимистично: «Не вижу я никаких перспектив», – констатировал «папа» российского киновоплощения Шерлока Холмса.

«Мы еще не по-настоящему капиталисты, – согласен с ним Александр Бородянский. – Я лет 15 назад думал, что все будет сделано быстро: что тут изобретать – все в мире уже придумано. Однако ничего не сделано и не делается до сих пор. Госорганы, которые принимают законы, считают, что киноиндустрия – такая же, как любая другая, как кирпичное производство, например. Я 15 лет хожу по всяким заседаниям, пытаюсь донести мысль о том, что можно взять иностранный образец и действовать по его принципу. Почему не взять на вооружение опыт Франции, которая доказала, что ее кинематография – самая процветающая в Европе? Но мы не можем сделать даже этого, что уж говорить об авторских гонорарах…» – подвел печальный итог Бородянский.

Текст: Мария Иванова

Вам может быть интересно

Захарова назвала власти ЕС «наперсточниками» после бессрочной заморозки активов
Темы дня

В американской версии мира сместились центры силы

Администрация Дональда Трампа продолжает переосмыслять подходы к международной политике. Так, в Белом доме обсуждается идея создания Core 5, «Ключевой пятерки», формата диалога между великими державами, к которому должны присоединиться Россия, Китай, Индия и Япония. Эксперты рассуждают: это намеренный вброс или попытка перенастроить сложившийся миропорядок?

Россия запустила процесс возвращения замороженных в ЕС активов

Банк России подает иск против бельгийского депозитария Euroclear из-за замороженных российских активов. Регулятор заявил, что такой шаг обусловлен планами Еврокомиссии о бессрочной заморозке средств ЦБ и намерением использовать активы в интересах третьих лиц. Как этот иск Центробанка повлияет на Бельгию и остальные страны Европы на фоне «ключевой недели», в течение которой будет приниматься решение о будущем финансировании Украины?

Europol предсказал беспорядки и криминальные войны в Европе из-за украинских дронов

Меркель отказалась от своего любимого жеста

Начато строительство космодрома в Сомали

Новости

Лыжница Степанова отказалась участвовать в соревнованиях в нейтральном статусе

Олимпийская чемпионка в эстафете по лыжным гонкам Вероника Степанова не будет подавать заявку на нейтральный статус.

«АвтоВАЗ» отозвал для проверки 33,5 тыс. новых Lada Granta

Компания «АвтоВАЗ» анонсировала проведение проверки для автомобилей Lada Granta 2025 года выпуска из-за необходимости подтверждения потребительских характеристик.

Кипр объявил об открытии визовых центров в России

В восьми крупнейших городах России с 15 декабря начнут работать специализированные центры для подачи документов на кипрские визы, сообщает посольство страны.

Песков: Киев пытается использовать референдум как предлог для передышки

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал идею президента Владимира Зеленского провести референдум по территориальному вопросу. По его словам, если Киев таким образом пытается получить передышку в боевых действиях, то этот план Украины обречен.

Дебиторская задолженность и акции Google France изъяты по решению российского суда

Французская судебная инстанция приняла решение об изъятии акций и дебиторской задолженности компании Google France в рамках исполнения постановления российского суда.

ВСУ отправили в бой у Купянска 300 бразильцев

Командование ВСУ отправило в атаку на Купянск около 300 бразильских наемников, они попали под ФАБы, сообщили СМИ.

Глава Пентагона Хегсет отстранил Дрисколла от переговоров по Украине

Министр армии США Дэн Дрисколл был исключен из переговорного процесса по Украине по решению шефа Пентагона Пита Хегсета, сообщает Telegraph.

В Госдуме выступили против ограничения скидок на маркетплейсах

Конфликт между банками и маркетплейсами носит скорее корпоративный, чем общественный характер, заявил первый заместитель председателя IT-комитета Госдумы Антон Горелкин.

Стартовали предпродажи российских электромобилей «Атом»

Пресс-служба «Камаза» объявила о старте предпродаж российских электромобилей «Атом».

Эксперт: Заявлениями о выборах Зеленский затягивает переговоры и выпрашивает перемирие

При желании Владимир Зеленский давно бы провел президентские выборы на Украине, но он специально затягивает время, чтобы выторговать перемирие и укрепить резервы ВСУ, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин. В пятницу в Киеве снова заявили о том, что для проведения выборов необходимо добиться остановки огня.

Совет ЕС объявил о бессрочной блокировке российских замороженных активов

Совет Европейского союза утвердил положение, которое запрещает возврат замороженных российских суверенных активов, не определяя сроки и процедуры разблокировки.

Зурабишвили призвала к протестам из-за визита премьер-министра Грузии в Ашхабад

Экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили призвала оппонентов власти на митинг в пятницу на проспект Руставели в Тбилиси из-за визита премьер-министра Ираклия Кобахидзе в Ашхабад для участия в международном форуме, посвященном тридцатилетию нейтралитета Туркменистана, который также посетил российский лидер Владимир Путин, сообщает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов