Кто спорит. Как пишет газета «Наше время», успешный человек может распоряжаться своими деньгами – естественно, после уплаты положенных налогов – любым интересным ему способом.
Джон Рокфеллер. Постоянно расходовал 10% своих доходов на благотворительность, на протяжении жизни пожертвовав более $500 млн. на нужды образования, медицины, религии и культуры
Примеров хобби много. Купить футбольный клуб и упорно, годами, пытаться сделать его сильнейшим в Европе. Купить ювелирные изделия, потом ещё и собрать отличную коллекцию, а то и подарить кое-что государству. Купить уютное поместье во Франции или Швейцарии и бывать на исторической родине наездами. Стать видным благотворителем и спонсировать детские дома, больницы.
Но можно и воздержаться от заведения собственного хобби. И вести спокойную жизнь рядового обывателя, не афишируя своей успешности.
К сожалению, у отдельных богатых граждан существует менее приятная для общества привычка – инвестировать личные средства и личное время в создание сомнительных произведений искусства. И навязчиво доносить их до изнывающей публики.
Публика может закрыть глаза, отвернуться, не обращать внимания на творческие потуги миллионеров. Однако сам факт совершения этих потуг наносит ущерб художественному вкусу окружающих, а иногда и выставляет в смешном виде наше государство. Если потуги совершаются на международном уровне.
Посторонние шумы
Даже те, кто не любит музыку или любое другое сочетание звуков, всё равно знают, что есть в стране такая группа «АнЖ». Её лидер – Анатолий Журавлёв, ныне хозяин фирмы, плотно занимающейся недвижимостью. Сами понимаете, какое это выгодное дело.
Вообще, господин Журавлёв рано начал искать нечто, способное принести барыш. Говорят, что первым его денежным занятием стала торговля на Ярославском вокзале. По слухам, товар состоял из классического набора последних дней СССР – эротических брелоков, кепок-аэродромов и одноразмерных штанов «Sport Line». Затем он занялся компьютерами. Волна купли-продажи компьютеров тогда захлестнула всю страну – было дело, формировались цепочки многочисленных посредников, число которых доходило до 400 человек.
Ещё могло сложиться, но не сложилось: как-то раз Журавлева посетила мысль об организации культурного обмена студентов Канады на студентов МГУ, причём вместе с культурным обменом студенты должны были привезти в Москву заветные компьютеры. Сделка состоялась, но, поговаривают, за океан вместо Журавлёва отправилась дочь чиновника. Впрочем, тут были и свои плюсы: рассказывают, позднее чиновник помог нашему герою организовать крупнейшую в Казахстане биржу чёрных металлов.
Добившись, наконец, успеха в бизнесе, Журавлев, к несчастью меломанов, понял: «Всё. Пришло время музыки».
И теперь, в результате сумасшедших вложений в раскрутку, название «АнЖ» известно практически всем. Это – «проводник отечественного металла», «лучшая металл-группа России». В этом году Это даже стало участником довольно представительного музыкального фестиваля в Великобритании.
После таких гастролей, пожалуй, лучше оставаться дома.
Книжка-раскраска
Усладив уши, усладим и взор. Вниманию отечественной публики уже довольно продолжительное, томительное время представляются полотна художественных деятелей, особенно грамотно проявляющих себя в самопиаре.
Никас Сафронов. Люди, разбирающиеся в искусстве непрофессионально, обычно имеют склонность сравнивать масштаб дара Сафронова с даром Зураба Церетели. Несомненно, на свете существуют более достойные художники и скульпторы, однако редкий из них способен сравниться с данными господами по признанию в очень полезной среде – среде крупных чиновников.
Следующий фигурант нашего материала – Сергей Андрияка. Пару лет назад Москва была просто заклеена рекламными афишами и билбордами с его творениями. Сейчас ситуация не столь удручающая. Однако реклама школы акварели указанного художника по-прежнему заметна и в Интернете, и на улицах. Хотя вряд ли это учебное заведение породит хоть одну заметную творческую личность. Ибо гений «директора» школы явно находится у многих экспертов под сомнением.
Одна из последних придумок Андрияки – «Поезд-Акварель», который курсирует в московском метро и где однажды серьёзно сломался, что привело к давке на некоторых особо оживлённых станциях. Но вряд ли инцидент стоит объяснять удивительной силой искусства.
Хитрые сплетения
Однако всех конкурентов уделал со своим увлечением Александр Лебедев. Он избрал себе самое интересное, острое и необычное хобби – искусство политики.
Как показывает практика, это именно увлечение, дорогостоящее и захватывающее. Но, в отличие от беглого олигарха Березовского, также страстно занимающегося в этой сферой деятельности всевозможными непотребствами, Лебедев избегает прямого столкновения с государством.
Он работает в менее крупных объёмах. Вспомним хотя бы такой лебедевский публичный акт, как борьба с Лужковым за пост мэра Москвы во время последних выборов.
А последнее время Лебедев активно занимался своим увлечением большей частью на Украине. Об этом сообщала и наша газета в №47 за этот год.
Время покажет, насколько данное хобби оправдано, насколько удовлетворяет оно увлечённого человека и, главное, тех, кому он вдруг может помешать своей политикой.
Однако любое хобби, навязываемое посторонним, требует адекватного реагирования. Хотя бы на уровне разгромных рецензий в соответствующих средствах массовой информации.
Их нравы
Главная проблема многих российских богачей – скороспелость их капиталов. Поэтому они не чувствуют вкуса денег, предпочитая вкладывать деньги в слишком дорогие удовольствия. Другое дело – богатеи западного образца. Особенно яркие их представители предпочитают инвестиции в вещи, приносящие обществу несомненную пользу. А то и вовсе решают особенно не выпячивать себя на людях. Что также полезно.
Билл Гейтс. В общей сложности пожертвовал более $24 млрд. на различные проекты в сфере медицины и образования.
Пол Гетти. Основатель Музея Гетти, в котором собрана одна из лучших мировых коллекций античного и средневекового искусства.
Джэй Пи Морган. Собрал огромную коллекцию произведений искусства. В 1920 году она оценивалась в $60 млн.
Корнелиус Вандербильт. Пожертвовал $1 млн. основанному им Университету Вандербильта.
Джон Рокфеллер. Постоянно расходовал 10% своих доходов на благотворительность, на протяжении жизни пожертвовав более $500 млн. на нужды образования, медицины, религии и культуры. Также основал Университет в Чикаго, и долгое время финансировал его работу.
Эндрю Карнеги. Открыл в США более 2,8 тыс. бесплатных библиотек.
Джон Астор. Основал библиотеку, которая стала основой для создания Публичной Библиотеки Нью-Йорка.
Уоррен Баффет. На протяжении 40 лет живёт в одном и том же доме, самостоятельно водит машину, покупает костюмы в магазинах дешевой одежды и практически не посещает дорогих ресторанов.
Кстати, американские исследователи Томас Стэнли и Уильям Данко выяснили следующее – многие состоятельные люди Штатов следуют примеру Баффета:
- Ботинки, которые предпочитают покупать американские миллионеры, стоят в среднем $140. Стоимость ботинок в магазинах для среднего класса составляет $40-70, в магазинах, предназначенных для богатых людей, превышает $400. Причём 70% миллионеров предпочитают отнести прохудившиеся ботинки в починку, а не купить новые.
- Самый дорогой костюм миллионера в среднем стоит $399 (в домах моделей костюмы стоят несколько тысяч долларов).
- Миллионеры предпочитают не покупать супердорогие автомобили. Стоимость машины среднестатистического миллионера составляет $24 800, что лишь на $3 800 больше стоимости автомобиля среднестатистического американца. И лишь четверть миллионеров предпочитают покупать автомобили последних моделей.
- Половина миллионеров живёт в одном и том же доме на протяжении более 20-ти лет.