Туристические компании, организующие речные круизы, вынуждены прекратить продажу популярных туров, маршрут которых проходит по реке Оке. По словам экспертов, в эту навигацию все круизы по реке отменены. Причина – обмеление реки.
С Окой не угадаешь – бывает, всю навигацию можно ходить по ней без проблем, а бывает, она и в середине июня уже мелеет
«Официально запрета на движение по реке Оке нет, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД представитель руководства компании «АргоФлот» Александр Анишкин. – Грузовой флот там ходит, хоть и в недогрузе. Туроператоры самостоятельно принимают решение, отменять рейсы или нет, исходя из метеорологических условий и информации об уровне реки».
Большая часть компаний, опасаясь того, что теплоходы попросту сядут на мель, предпочла подстраховаться и отменить поездки.
Обычно навигация на Оке длится с начала апреля до ноября, пояснили в компании «АргоФлот». Начало периода навигации зависит от ледовой ситуации на реке, природа вносит коррективы и на протяжении всего срока судоходства. «В прошлом году некоторые рейсы также были отменены, правда позже – с июля, – рассказал Александр Анишкин. – С Окой не угадаешь – бывает, всю навигацию можно ходить по ней без проблем, а бывает, она и в середине июня уже мелеет».
Туристов, которые заказали заранее путевки с прохождением через Оку, туроператоры предупреждают о том, что маршрут их поездки несколько изменится. Смена маршрута считается существенным изменением условий договора на турпоездку, поэтому туроператор может либо вернуть оплаченную сумму, либо предложить вариант другого маршрута. Далее клиент решает, согласиться на изменения или отказаться от путевки, рассказали газете ВЗГЛЯД в «АргоФлоте». По словам руководителя компании, чаще всего туристы соглашаются на новый путь следования, чтобы не отказываться вовсе от запланированного отдыха.
С 2007 года планировалось возобновить федеральное финансирование программ по развитию круизного туризма Окско-Волжского бассейна. Решение Федерального агентства морского и речного транспорта РФ о приостановке судоходства по реке Оке в Рязанской области и закрытии круизных маршрутов в города Касимов, Константиново было отменено, сообщается на сайте Российского союза туриндустрии.
В частности, для того чтобы круизный речной туризм на Оке активно развивался, а судоходство не прекращалось из-за капризов природы, ведомство выделило средства на углубление дна реки. Однако о том, что такие работы начались, эксперты не слышали. Кроме того, по словам руководителя одной из компаний, занимающихся речными круизами, эффективность таких действий предсказать сложно.
«Подумав логически, можно предположить, что углубление дна ничего не даст. Количество воды в реке от этого не изменится, больше ее не станет, – заявил представитель компании. – Если организовать водохранилище со сложными гидротехническими сооружениями для сброса воды, то тогда, может быть, смысл в таких действиях и есть, но только вот сколько это будет стоить и сколько эти работы займут времени? Плюс где гарантия того, что Ока не изменит свое русло после таких вмешательств человека? В свое время, когда организовывали Угличское водохранилище, целый город затопили, одна церковь из-под воды сейчас видна осталась».
Речные круизы, маршрут которых проходит через Оку, пользуются популярностью. К примеру, через Оку проходит тур «Московская кругосветка»: теплоход отправляется из столицы, с Северного или Южного речного вокзала, идет по реке Москве, Волге и далее от Нижнего Новгорода двигается обратно, в сторону Москвы, но уже по Оке.
Знающие туристы – те, кто уже ходил в речные путешествия или серьезно ими интересуется, – заказывают подобные туры в мае – июне, чтобы возможное изменение маршрута их не коснулось.
«Туроператоры, заботящиеся о своих клиентах, заранее предупреждают о капризном характере Оки, – рассказал представитель туркомпании, пожелавший остаться неизвестным. – Таким образом, турист, который хочет посмотреть именно красоты Оки, запланирует свое путешествие на более ранний срок, а если Ока не принципиальна – просто будет в курсе событий».