Бетонная полоса аэродрома стремительно поджимала самолет снизу, лишь несколько секунд оставалось до соприкосновения машины с землей. «Зайти на посадку красиво, как никто до меня, – думал Валерий. – Зайти в «бочке», покрутиться, выровнять самолет перед касанием. Встать на полосе, как лист перед травой…» Самолет послушно завалился набок, перевернулся и тут же Валерий почувствовал, что страшная сила, которая называется подъемной, теперь играет против него, что она давит на металл крыльев, стараясь вогнать машину в землю, а скорость, скорость… Скорость и высота МиГ-29 оказались слишком малы.
Ас или безумец?
То, что сделал Гусев, иначе как хулиганством не назовешь, самое настоящее, даже трудно описуемое, хулиганство
Так погиб Валерий Гусев, проиграв соревнование в удачливости своему тезке Чкалову. В дни торжеств 9 мая 2005 года опытнейший пилот, майор ВВС Гусев, в составе лучших боевых самолетов обеспечивал прикрытие Москвы с воздуха. Через два месяца его МиГ горел черным дымом в ста метрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома Андреаполь.
В официальном заявлении командование ВВС тогда выразилось так: «Летчик на предельно малой высоте в 145 метров выполнял непредусмотренную летным заданием фигуру высшего пилотажа «бочка», с отклонением от установленной техники пилотирования, без запроса разрешения у руководителя полетов. Перед столкновением истребителя с землей летчик попытался катапультироваться. Однако, из-за положения самолета, в этот момент он находился в перевернутом положении с правым креном 120 градусов, и низкой высоты ему это не удалось. Летчик – майор Валерий Гусев, погиб». Главнокомандующий ВВС Владимир Михайлов выразился короче: «То, что сделал Гусев, иначе как хулиганством не назовешь, самое настоящее, даже трудно описуемое, хулиганство».
Что ж, если бы Нестеров во время исполнения знаменитой петли погиб сам и погубил машину, и его назвали бы безумцем и разгильдяем. А если бы Гусеву удался его трюк, не исключено, что на авиасалоне в Ле Бурже российские асы заходили бы на посадку, вращая бешеные бочки над самой газонной травкой, заставляя давиться слюнями зависти зарубежных мастеров.
Военно-воздушные силы давно столкнулись с проблемой летчиков-хулиганов. Возможно, она ровесница самой авиации. Пилоты хулиганили и дерзко нарушали тогдашние правила полетов на «фарманах», «ньюпорах», «ишаках». Хулиганили в мирное и даже в военное время, когда ответственность и кары были гораздо жестче. Прототип сразу двух героев фильма «В бой идут одни старики» – Кузнечика и капитана Титаренко – генерал-лейтенант Виталий Попков как-то признавался: «Пожизненное дежурство по аэродрому мне дали не за ловлю кузнечиков. Я тогда за санитаркой одной ухаживал и, когда на задание шел, на бреющем над госпиталем пролетал, а там больные с коек падали, – и добавлял. – Правда, в Забайкальский военный округ не за воздушные выкрутасы сослали, а после того, как из-за меня Сталина в задницу ранило. Мы с Васей на рыбалку пошли. Раскрутил я толовую шашку, бросил – она за ветки зацепилась. Я успел убежать, а он нет».
Из хулиганства рождается мастерство, и наоборот. Такая вот диалектика авиации, и никуда от нее не денешься. Помнится, в 2003 году, комментируя падение Ми-8 в Чечне, тот же главком Михайлов объяснил, что катастрофа произошла из-за «махрового хулиганства» летчика: «Он задел за столб – вы представляете, на какой высоте он шел!» Вот тут слукавил главком – «опустил» пилотов ниже плинтуса.
Летчик-истребитель, а ныне писатель Юрий Никитин |
Летчик-истребитель, а ныне писатель Юрий Никитин, однажды в доверительном разговоре признался корреспонденту «НВ», что, в бытность курсантом летного училища, участвовал в таких рисковых соревнованиях: во время самостоятельных учебных полетов бросал самолет в пике, а выводил его перед самой землей. С таким расчетом, чтобы машина прошла под (!) линией электропередачи, ведущей от села к ферме. «В момент выхода из пике тело буквально расплющивает: скорость-то страшная! – заметил Никитин. – Однажды я, из-за перегрузки, на несколько секунд потерял сознание. Как вывел самолет? Не помню. До сих пор считаю, что мне Господь помог». Юноши называли это между собой «косить траву». Командование училища, естественно, не было посвящено в подробности забав молодых пилотов. Открылась тайна воздушной рулетки из-за боязливости одного из курсантиков – он выровнял самолет слишком рано, зацепил за провода, и сел на аэродроме со здоровущей проволочной бородой на хвостовом оперении. Так вот: не надо думать, будто наши летчики не умеют барражировать на малых высотах и на лету подметки рвать. С училища умеют! Другое дело, что и на старуху бывает проруха…
В августе 2003 года под Уссурийском при заходе на посадку, на глазах у тогдашнего министра обороны, нынешнего вице-премьера Сергея Иванова, над взлетно-посадочной полосой столкнулись два военных вертолета Ми-24 – «летающие крепости». Оба вертолета загорелись и рухнули вниз, погибли пять человек. Старший летчик ведомого вертолета при заходе на посадку сблизился и задел винтом балку и хвостовой винт ведущей машины. «Это было легкомыслие, бравада и воздушное хулиганство», – так решил Иванов. Заход одновременно пары вертолетов на аэродром, якобы, не планировался. Как знать, как знать, планировался, или нет? Поразить главнокомандующего синхронным маневром двух боевых машин – перед таким соблазном устоять трудно. Не исключено, что пилоты имели негласное указание командования рискнуть. А не получится – легко списать на необдуманную браваду.
Небо, самолёт, девушка
Разумеется, кроме проблемы воздушного хулиганства, под которой все-таки надо подразумевать плодотворный риск, имеет место быть прямой непрофессионализм. В советские времена особенно отличались в этом плане летчики сельхозавиации.
В тамбовской области был инцидент: загрузили «кукурузник» удобрениями, с целью раскидать химикалии над полями. Пилот, скажем, Вася Пупкин, поднял своего «горбунка» в воздух и тут увидел с верхотуры, что на грядках копошится бригада сельских девушек. «Вот случай козырнуть! – подумал Пупкин. – Запомнят бабы Ваську!» Разогнался, пошел на снижение и, с ревом пролетая над головами перепуганных девушек, высыпал на них добрый контейнер.
Крупинки удобрений окатили женщин, словно охотничья дробь. А Вася не поленился – десять раз пролетал над ними, да низко. Девушки в середине поля, убежать некуда, воют, а дураку потеха... Конечно, это был совсем уж исключительный случай любовного головотяпства, который в итоге стоил пилоту свободы.
«Шерше ля фам» комиссиям по разбору катастроф приходится во многих случаях. Так, например, доигрался в амуры один из пилотов ВВС Испании – 34-летний капитан Франсиско Кабесас.
Летчик, уроженец Баесы, всякий раз, пролетая над родным городом, развлекал свою семью воздушной акробатикой. Во время очередного самодеятельного шоу он потерял управление самолетом «CASA-101» и врезался в жилой дом прямо в центре города. Спасатели, прибывшие на место катастрофы, нашли на верхнем этаже здания погибшую женщину.
Также недавно еще один влюбленный авиатор здорово перепугал жителей Окленда – столицы Новой Зеландии. Хулиган на спортивном самолете начал выписывать опасные кренделя прямо над городской телевышкой «Sky Tower», где в это время находились сотни людей.
Машина снизилась до критически опасной высоты и пару раз пролетела буквально в нескольких метрах от вышки. В самом популярном развлекательном заведении столицы объявили срочную эвакуацию. Самолет, однако, взял курс в сторону океана и довольно удачно плюхнулся в воду в районе пляжа Кохимарама.
Летчик, устроивший ночное шоу над Оклендом, остался жив. Это был 33-летний инструктор летной школы, решивший таким образом привлечь внимание бросившей его жены.