В четверг специалисты американского университета штата Джорджия сообщили о новейшей разработке в области компьютерных программ.
Одним из первых заданий компьютеру было высчитать шансы на победу Советского Союза в войне с Афганистаном в 1979–1989 годах
Группа исследователей под руководством профессора Патриции Салливан создала компьютерную модель, позволяющую с высокой точностью прогнозировать исход того или иного вооруженного конфликта или военной операции.
В Джорджии утверждают, что компьютерная модель базируется на 122 вооруженных конфликтах, которые имели место после окончания Второй мировой войны.
Как говорит сама Салливан, за основу были взяты военные действия СССР, Великобритании, США, Франции и Китая против стран, которые значительно уступают этим державам по своему потенциалу.
Исследование показало, что имевшие явное военное превосходство ведущие государства смогли одержать победу более чем в половине военных операций и не сумели достичь поставленных целей в 39% операций.
Более того, программа позволяет не только провести доскональное исследование баталий, случившихся за прошедшие полвека, но и провести точный анализ и спрогнозировать исход вооруженного конфликта, которой может произойти в будущем.
По мнению ученых из Джорджии, отличительной чертой такого прогноза будет его точность. Разработчики программы уверены, что компьютерная модель попадет в десятку в 8 из 10 случаев.
Известно, что первоначально программа тестировалась исключительно на уже прошедших конфликтах. Так, например, одним из первых заданий компьютеру было высчитать шансы на победу Советского Союза в войне с Афганистаном в 1979–1989 годах.
Проанализировав все нюансы и детали, компьютерная модель выдала ответ, согласно которому шансы СССР на успех в этом вооруженном конфликте были весьма невысоки – не более 10%.
Также программа не одобрила и ведение боевых действий США в Ираке. Вычисления показали, что даже длительная военная кампания (при тестировании был задан срок длиной в 10 лет) не принесет успеха Вашингтону. Вероятность победы на Ближнем Востоке составила чуть больше, чем в случае СССР и Афганистана, – около 26%.
Однако у российских специалистов подобный хай-тек пока что вызывает один скепсис. Эксперты считают, что невозможно внести в программу все аспекты, которые так или иначе могут повлиять на исход военной операции.
Так, например, заведующий отделом аналитики Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в корне не согласен с вычислениями программы и уверен, что у СССР было больше шансов на победу в Афганистане, нежели сейчас у США в Ираке.
«Высчитать итог вооруженного конфликта можно до определенной степени. Вместе с тем надо понимать, что результат вычислений зависит от того, что первоначально внесено в программу. Следующий вопрос в том, как учесть нематериальные факторы. Например, психологию и моральный настрой военного контингента, участвующего в той или иной кампании. Подчас этот момент играет большую роль, нежели военное оснащение», – пояснил Храмчихин корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.