В Лапландии, куда делегация из Ханты-Мансийска недавно ездила с официальным визитом, уровень медицины сопоставим с тем, чего достигли в Югре. Однако есть много задач, которые еще предстоит решить. К примеру, финские медики «давно забыли, что такое туберкулез, – даже прививки от него перестали делать». В России вообще и в ХМАО в частности эта болезнь все еще является серьезной проблемой.
Нацпроект в помощь
Во время прямой линии с президентом житель Нефтеюганска пожаловался Владимиру Путину на то, что здешним жителям приходится проходить диспансеризацию
Югру во многих регионах считают образцом реализации национального проекта «Здоровье». Этот регион в 2006 году первым в России принял у себя специальный закон «О качестве жизни», помогающий реализации задач нацпроекта.
А ведь серьезный рывок в развитии медицины произошел только в последние 10–12 лет, после того как регион в 1993 году стал равноправным субъектом РФ. Александр Филипенко провозгласил лозунг «Здравоохранение – лицо власти». Регион получил возможность спланировать социально ориентированный бюджет. На тот момент почти все лечебные учреждения в ХМАО находились в неприспособленных, часто аварийных помещениях. Через два года была принята 10-летняя программа развития материальной базы медиков. С 1995 по 2006 год построено 40 и начато строительство еще 70 современных объектов. В ближайшие пять лет будут построены и реконструированы 47 учреждений здравоохранения.
Сейчас здешние больницы и поликлиники – одни из лучших в России. Как по оснащению высокотехнологичной техникой, так и по обеспечению препаратами медицинского хай-тек. Де-факто нацпроект «Здоровье» не произвел в округе революцию, но дал развитию югорской медицины хороший импульс. Отвечая на вопрос о том, как развивалась бы система здравоохранения Югры, не будь нацпроекта, Александр Филипенко говорит: «Так же хорошо, но с некоторым опозданием».
«Югорское чудо»
Сегодня специалисты говорят о «югорском чуде»: динамика резко изменилась – рождаемость в округе вдвое выше смертности |
Социальная ориентация окружных властей (активное развитие медицины, образования, а также спорта) проявляется в самых разных показателях. Например, еще несколько лет назад в Югре рождалось людей меньше, чем умирало. Такая мрачная картина характерна для России в целом. Сегодня специалисты говорят о «югорском чуде»: динамика резко изменилась – рождаемость в округе вдвое выше смертности. Коэффициент смертности в ХМАО – самый низкий в России, при этом каждый год рождается около 27 тыс. человек (больше только в Дагестане и Чечне). Неслучайно в 2005 году губернатору Югры была вручена международная медицинская премия «Профессия – жизнь» за социально ориентированную политику. А в прошлом году президент Путин на заседании президиума Госсовета отметил, что столь значительные успехи социалки в Югре – «результат продуманной государственной политики в области здравоохранения».
По мнению экспертов, пример Югры развеивает привычный скепсис по поводу возможностей и перспектив российской медицины. В округе живет 1,5 млн человек, рассеянных по городам и поселкам, но во всех более-менее крупных населенных пунктах присутствует качественная современная медпомощь. Медучреждения оснащены новым высокотехнологичным оборудованием и обслуживают всех больных, а не только избранные категории жителей. Достойный образец для подражания.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД, знакомясь с югорскими медучреждениями, поделился с врачами субъективным ощущением: здесь все настолько хорошо, что даже хочется немного полечиться – под их присмотром. Медики улыбаются и советуют не болеть. Но своими достижениями очень гордятся.
Впрочем, секрет успеха не только в высокотехнологичной медицине. Здесь важную роль отводят профилактике и диагностике болезней на ранних стадиях. Хотя пока не все это воспринимают. Наталья Западнова, первый зампред правительства ХМАО-Югры по соцвопросам, рассказала о забавном случае. Во время прямой линии с президентом житель Нефтеюганска пожаловался Владимиру Путину на то, что здешним жителям приходится проходить диспансеризацию. «Это показатель того, что руководство социалки нашего округа хорошо работает, – считает Западнова. – Болезни, выявленные в начальной стадии, легко лечатся, люди лучше и дольше живут. Но с другой стороны, это показатель того, что народ все еще не осознает важность профилактики, заботы о собственном здоровье». Поэтому в Югре стараются просвещать население насчет факторов заболеваемости и усиленно пропагандируют здоровый образ жизни.
Расходы на медицину, доходы от здоровья
По словам директора Департамента здравоохранения ХМАО Виктора Вильгельма, сегодня в округе оказывается более 100 видов высокотехнологичной медпомощи. Практически полностью выполнены все мероприятия, предусмотренные нацпроектом «Здоровье»: все амбулаторно-поликлинические учреждения дооснащены новым оборудованием, около 40% врачей повысили свою квалификацию, увеличена зарплата медработников. Кстати, средняя зарплата врача с учетом северных коэффициентов и поступивших в рамках нацпроекта «Здоровье» надбавок составляет 35 тыс. рублей. Медсестры зарабатывают 20–25 тыс. рублей.
Вильгельм отмечает, что в Югре пока еще ощущается определенная нехватка врачей и многие специалисты вынуждены работать в полтора раза больше. Стремясь решить эту проблему, власти активно приглашают специалистов из других городов, а также талантливых выпускников вузов. Чтобы бытовые неприятности не отвлекали от работы, их стараются быстро устранять. Например, селят специалистов в новые комфортабельные общежития, специально построенные недавно, и помогают купить жилье по ипотечным программам.
В 2005 году власти ХМАО-Югры приняли закон о программе по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории округа на 2006–2007 годы. Финансовое обеспечение – почти 4 млрд рублей. Сегодня на медицину расходуется 16% окружного бюджета. В пересчете на одного жителя – около 13 тыс. рублей в год. В 2000 году было 7 тыс. рублей. О величине затрат на медицину в начале 90-х статистика скромно умалчивает – медицины, можно сказать, не было.
Власти считают эти затраты инвестициями. Губернатор объясняет: если социальные, в первую очередь медицинские, проблемы не решаются, возникают плохие демографические показатели, с которыми данная территория не имеет перспектив. «Образование и здравоохранение – те киты, на которых все держится. Без них говорить об инвестиционной привлекательности проблематично», – говорит Филипенко.
Впрочем, качественная медицина, в которую много вкладывают, как ни странно, начинает приносить определенные материальные выгоды. Например, развитие здравоохранения в рамках нацпроекта «Здоровье» в 2006 году позволило сократить прямые затраты на медицину до 15% за счет стационарозамещающих технологий и повышения эффективности лечения. Хай-тек позволяет избавиться от необходимости класть пациентов в больницу. Косвенные затраты тоже снизились – меньше расходов на выплаты по больничным листам, инвалидности и т. д. Реализация нацпроекта «Здоровье» в Югре доказала, что хорошая система здравоохранения действительно выгодная отрасль.