Согласно сценарию учений крейсер должен был прикрывать территорию дружественного государства от ракетной атаки. В 11.30 по времени Гавайских островов – в это время в Москве была глубокая ночь – баллистическая ракета малой дальности стартовала с полигона на острове Кауаи. В то же время самолет в Тихом океане запустил вторую мишень, имитировавшую штурмовик условного врага.
Зенитно-ракетный комплекс крейсера Aegis обнаружил обе цели и начал отслеживать их продвижение. Через минуту команда крейсера запустила противоракеты, а еще через две минуты они успешно поразили мишени.
Разные «Стандарты»
Система была создана для обеспечения обороны авианосных соединений ВМС США от массированного ракетного удара со стороны ВМФ и ВВС СССР
Следует отметить, что стрельба по мишеням производилась двумя типами ракет с различными характеристиками: баллистическую ракету поразил новейший перехватчик RIM-161B Standard SM-3 (Block 1A) с кинетической боевой частью, а аэродинамическую цель, имитирующую вражеский штурмовик (скорее крылатую ракету), настигла зенитная ракета RIM-156 Standard SM-2ER (Block IV) с осколочно-фугасной боеголовкой. Standard SM-3 настигла свою цель на высоте 150 км приблизительно в 400 км к северо-западу от острова Кауаи.
Нынешнее испытание системы ПРО морского базирования Aegis в данной конфигурации и составе вооружения стало 8-м успешным из 10 проведенных. Аналогичная попытка, предпринятая в декабре 2006 года, не удалась. В ходе проверки удалось установить, что в системе защиты от баллистических ракет произошел сбой программного обеспечения.
Почему эти испытания вызвали такой резонанс? Ведь корабли, вооруженные системами ПВО Aegis, строятся в США с конца 1970-х годов. Не так давно в состав американского флота был передан юбилейный, 80-й корабль, оснащенный такой системой, – эскадренный миноносец DDG 108 Wayne E. Meyer типа Arleigh Burke. DDG 108 получил свое имя в честь отставного контр-адмирала ВМС США, которого называют отцом Aegis. В настоящее время в списках флота насчитывается 27 крейсеров типа Ticonderoga (пять из них на консервации) и 53 эскадренных миноносца типа Arleigh Burke двух подсерий.
Изначально система была создана для обеспечения обороны авианосных соединений ВМС США от массированного ракетного удара со стороны ВМФ и ВВС СССР. Впоследствии под управление системы было передано и ударное оружие кораблей – крылатые ракеты Tomahawk. Но с изменением геополитической обстановки (читай – гибелью великого океанского флота СССР) задачи этой системы коренным образом изменились. Теперь эти крейсера рассматриваются фактически как плавучие батареи противоракетной обороны.
Плавбатареи ПРО
В настоящий момент американский флот располагает тремя кораблями, способными осуществлять обнаружение, сопровождение и перехват баллистических ракет, – это крейсера CG 67 Shiloh, CG 70 Lake Erie, CG 73 Port Royal, которые в 1992–1994 годах были переоборудованы для запуска ракет Standard SM-3. Они активно участвуют в испытаниях морской системы ПРО США.
В конце 2006 года ВМС США получили еще три корабля, переоборудованных для выполнения задач противоракетной обороны. Новыми плавучими батареями системы ПРО стали эскадренные миноносцы DDG 54 Curtis Wilbur, DDG 63 Shethem, DDG 73 Decatur, построенные в 1994, 1995 и 1998 годах. Эти корабли типа Arleigh Burke также получили установки запуска ракет SM-3 из вертикальных шахт.
Эсминец Decatur получил оборудование для обнаружения и сопровождения целей на дальней дистанции. Вновь переоборудованные корабли противоракетной обороны, как и их предшественники, размещены в Тихом океане. Всего ВМС США планирует иметь в своем составе 18 эскадренных миноносцев и крейсеров, способных осуществлять перехват баллистических ракет.
Более того, отныне эти корабли интегрированы в единую систему ПРО США. Существующая в Соединенных Штатах программа национальной противоракетной обороны и принятый конгрессом Акт о национальной противоракетной обороне предусматривают создание системы ПРО, прикрывающей всю территорию США «немедленно, как только это станет технически возможно». Система ПРО, на которую к 2012 году планируется израсходовать более 87 млрд долларов, предназначена для защиты территории США «от ограниченного удара, случайного или преднамеренного». Противоракетную оборону предполагается сделать эшелонированной и способной перехватывать ракеты противника на всех участках траектории.
Согласно задумкам американских ученых сразу после старта вражеские ракеты будут уничтожать авиационные лазеры и мобильные комплексы малых противоракет. На среднем участке полета сбивать ракеты должны наземная система перехвата баллистических ракет (Ground-based Mid-course Defense, GMD) и корабли, оснащенные системой ПВО Aegis и противоракетами Standard SM-3.
Если же выпущенные по США ракеты прорвутся через эти два рубежа обороны, то на конечном участке траектории их должен будет уничтожить перспективный комплекс ПРО театра военных действий THAAD. Таким образом, нынешние испытания следует рассматривать в том же контексте, что и размещение ракет-перехватчиков в Восточной Европе.