На окончательное решение построить центр под землей повлияли как финансовые, так и эстетические причины.
Сумма затрат на строительство составит, по предварительным оценкам, от 80 до 100 млн долларов
Для компании Mirax, известной своими высотными проектами, «Смоленка» – первый подземный проект. Проектные документы в настоящее время рассматриваются регламентной комиссией, однако уже известны приблизительные сроки первых этапов строительства: к июлю строительная площадка будет освобождена от городских инженерных коммуникаций, а строительство начнется не раньше сентября. Уже в июле будут опубликованы дополнительные сведения о проекте – каким именно будет соотношение торговых и развлекательных площадей.
Как только стало известно о проекте, многие отметили его высокую стоимость – сумма затрат на строительство составит, по предварительным оценкам, от 80 до 100 млн долларов. На строительство одного квадратного метра подземного паркинга уйдет приблизительно 2 тыс. долларов, а за один квадратный метр торговой площади – в 2 раза больше. Впрочем, эти цифры будут уточняться на подготовительной стадии проекта и окончательно утвердятся после соответствующей экспертизы.
Проект стал одним из самых дорогих подземных проектов в столице, и, по оценкам различных СМИ, срок окупаемости проекта может составить около 6 лет. Между тем в самой компании не отрицают, что затраты на подземное строительство намного больше, чем на аналогичный проект на поверхности земли, однако ничего страшного в этом не видят.
«В этом месте строить надземный комплекс было бы неправильным по нескольким причинам», – рассказал газете ВЗГЛЯД директор департамента общественных связей компании Михаил Дворкович. «Во-первых, наверху не так много места, во-вторых, современное здание, возведенное на этом месте, плохо гармонировало бы с ансамблем зданий, расположенных вокруг. Кроме того, хотелось сохранить расположенный на этом месте небольшой, но уютный скверик. Учитывая все эти детали, а также наличие строительной площадки в этом месте, на общественном совете в Москомархитектуре было принято решение о подземном строительстве».
Прогноз Дворковича в отношении окупаемости проекта выглядит намного более оптимистичным, чем заявленный ранее в СМИ срок в 6 лет. «Центр начнет окупаться, когда мы выроем котлован, – в этот момент уже начнут заключаться первые договоры и контракты. Я думаю, что к тому моменту, когда комплекс будет возведен примерно наполовину, он уже окупится».
По мнению главы комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова, подземное строительство в этом месте возможно без какого-либо ущерба городу.
«С геологической точки зрения это вполне пристойная для подземных сооружений зона, но и очень ответственная – все будет зависеть от профессионализма строительной компании и качественно проведенной предварительной работы», – заметил Москвин-Тарханов.
Он добавил, что ничего страшного в строительстве такого масштабного подземного паркинга нет: «Все зависит от исполнения – под Кёльнским собором расположена автостоянка на 200 машино-мест, и никто за судьбу собора не опасается. А Чикаго, например, почти целиком изрыт под землей, и никакие проседания или провалы в почве ему не угрожают, – главное, чтобы строители знали свое дело», – подчеркнул Москвин-Тарханов.