Борьба с терроризмом стала одной из главных тем на повестке дня британского общества. В частности, во вторник в своем ежегодном выступлении перед парламентом королева Великобритании Елизавета II рассказала о том, что правительство Гордона Брауна готово принять новые антитеррористические меры.
Со времен окончания холодной войны мы не наблюдаем уменьшения числа негласно находящихся в Британии офицеров разведки
Предполагается, что лицам, осужденным за терроризм, будет запрещено покидать пределы страны. Кроме того, их обяжут постоянно сообщать полиции о своем местонахождении, передает BBC News.
Усиление мер безопасности наверняка потребует концентрации усилий спецслужб. Однако, по мнению главы контрразведки, его ведомству приходится тратить силы на борьбу с российскими и китайскими шпионами, которые до сих пор продолжают терроризировать Соединенное Королевство в лучших традициях тех времен, когда был опущен железный занавес.
«Со времен окончания холодной войны мы не наблюдаем уменьшения числа негласно находящихся в Соединенном Королевстве офицеров разведки – в российском посольстве и других ассоциированных с ним организациях, которые ведут скрытую деятельность в нашей стране», – сказал директор Службы безопасности Великобритании Джонатан Эванс.
Среди четко обозначенных «нарушителей» были названы только КНР и Россия. Эванс не уточнил число разведчиков, о которых известно британским спецслужбам, однако ранее британские СМИ намекнули, что количество российских шпионов в стране составляет несколько десятков человек, пишет РИА «Новости».
Излюбленными целями для российской разведки в Соединенном Королевстве считаются военные и промышленные тайны, особенно в сфере науки и современных технологий.
«Они обычно концентрируют внимание на крупных компаниях, которые участвуют в оборонных проектах, таких как Rolls-Royce, BAE и прочие фирмы, находящиеся на острие технологий, а также правительственные учреждения», – пишет британская Daily Mail.
«Меня расстраивает, что я до сих пор должен отводить значительные ресурсы, а именно оборудование, денежные средства и персонал, для противодействия этой угрозе», – посетовал директор Службы безопасности Великобритании.
В частности, считает он, такое положение вредит репутации страны, так как у ее союзников может сформироваться мнение, будто Великобритания не способна защитить свои ценные экономические секреты.
Выступление Эванса произвело эффект разорвавшейся бомбы. Первым на его заявления отреагировал британский МИД, поскольку открытые обвинения Эванса могут обострить отношения с Пекином и Москвой.
В частности, это заявление грозит сорвать визит премьер-министра Великобритании Гордона Брауна в Пекин, намеченный на 2008 год.
В России заявление Эванса, сделанное 5 ноября, по иронии судьбы совпало с отмечаемым в стране Днем военного разведчика. Российско-британские отношения остаются напряженными с лета этого года, после отказа РФ выдать предпринимателя Андрея Лугового. Нынешние заявления могут только подогреть и без того напряженную обстановку.
«На мой взгляд, эти заявления носят политический характер, нежели действительно отражают ситуацию в британской разведке», – поделился мнением с газетой ВЗГЛЯД Дмитрий Абзалов из Центра политической конъюнктуры.
Эксперт отметил, что новое заявление, с одной стороны, продолжает информационную войну, которая развернулась летом 2007 года, с другой – отражает реакцию западных государств на политическую и экономическую обстановку в России.
«В преддверии парламентских выборов в стране усиливается внимание к внутренним проблемам, одновременно с этим усиливается внешнее политическое влияние зарубежных партнеров, цель которых – получить дополнительные преференции», – отметил Абзалов.
Вторая причина для подобных заявлений, считает он, – подготовка Газпрома к реализации проекта Nord Stream. Газовая монополия в последнее время получила целый пул зарубежных партнеров, среди которых ведущие энергетические компании Германии, Франции, Италии и Норвегии.
К ним в ближайшем будущем должны присоединиться Нидерланды. Против этого проекта активно выступают страны Евросоюза, Прибалтики, Швеция, Польша и Великобритания.
«Доступ к трубе сейчас играет ключевую роль в международных отношениях, – подчеркнул эксперт. – Nord Stream – инфраструктурный проект, на который будет завязан распределительный центр и потребители. Его всегда можно использовать как рычаг давления».
Фигурирование КНР в заявлении Великобритании также не случайно, считает Абзалов. Китай – второй по значимости экономический конкурент Евросоюза. Именно рост китайской экономики перетягивает ликвидность и денежные средства из европейской.
«Поэтому перечень потенциальных оппонентов на территории Великобритании достаточно предсказуем», – подытожил он.